В прошлом месяце, 8 февраля, на территории региона стартовала акция по продвижению Хартии «Цифровая этика детства». Это документ, который необходим для создания безопасного интернет-пространства.
Авторы Хартии – представители Альянса по защите детей в цифровой среде. Его основали 9 крупнейших компаний, которые работают в сфере IT, а также операторы сотовой связи и медиахолдинги.
Поговорить о деятельности объединения с корреспондентом «МК в Туле» согласилась Степанова Наталья Анатольевна, декан факультета психологии в ТГПУ им. Л. Н. Толстого.
«Наша основная задача – не только обеспечить безопасность от кибербуллинга, фишинга или мошенничества, но и рассказать о том, какую информацию в Интернете размещать нельзя».
– Какую роль в Альянсе играет Тульский государственный педагогический университет?
– Сотрудниками нашего вуза регулярно проводятся уроки безопасного Интернета для школьников. Бакалавры и магистранты факультета МФиИ занимаются изучением специальной дисциплины. Она называется «Информационная безопасность в образовательных организациях» и готовит будущих преподавателей к работе в условиях современных вызовов и угроз. Также планируется проведение тематических мероприятий для разных целевых аудиторий.
– Лично вы принимаете участие в подобной работе?
– Я представляю факультет психологии. С 2017 года у нас проводится исследование по вопросу «Психолого-педагогические технологии защиты детей от вредной информации». Так мы хотим защитить детей и подростков от негативного влияния информационной среды. Кроме того, разработан учебный курс «Превентивные технологии защиты детей от вредной информации». Его преподают будущим педагогам-психологам.
– Заинтересованы ли взрослые жители Тульской области в деятельности Альянса?
– Большинство семей недооценивают негативное влияние мошеннической и лженаучной информации. Столкнувшись с проблемой, действуют изолировано. К сожалению, мы не сможем помочь детям, если их родители не будут заинтересованы. Последним стоит научиться контролировать использование Интернета и заниматься жизнью ребёнка без сети.
– Как обстоят дела в социальных сетях, мессенджерах и видеочатах?
– Работа ведётся теми способами, которые нам доступны. Мы – образовательное учреждение. Сейчас для наших специалистов, которые потом выйдут в школы и будут работать с детьми, происходит внедрение специальных дисциплин. Об этом мы уже с вами поговорили. Однако есть ещё кое-что. На базе университета недавно открылся Центр психолого-педагогической, методической и консультативной помощи. Одна из его задач – проведение просветительских мероприятий (вебинаров) по вопросам безопасности в цифровой среде. Будем надеяться, что совместные усилия помогут маленьким пользователям находиться в социальных сетях и мессенджерах без рисков.
– Какие методы борьбы с киберугрозами уже обозначены?
– Оградить детей от ненадлежащего контента, фишинга, спама и других «сетевых» проблем можно как техническими мерами, так и нетехническими. Первый способ представляет собой использование специальных настроек и программ, а второй – обучение цифровой грамотности уже с первых самостоятельных шагов в Интернете.
– Думаю, что некоторые могут изъявить желание «фильтровать» информацию самостоятельно. Известно ли вам, как относятся к инициативе Альянса туляки помладше?
– Нашему объединению всего месяц. За это время провести качественное исследование невозможно. Пока что можем только предполагать. Позже, конечно, планируется создание методических рекомендаций. Будем делиться своими результатами с коллегами. Нужно понимать, что современные дети растут в насыщенной информационной среде. Человеческий мозг эволюционирует не настолько быстро, чтобы успевать адаптироваться к работе с большими объёмами информации. У нынешнего поколения развивается «клиповое» мышление. Так сказать, нет подробного включения в детали. Эту проблему и надо решить. В рамках Альянса эта работа проводиться на 100%.
Подводя итоги интервью, Наталья Анатольевна добавила, что в первую очередь всё зависит от семьи и школьных образовательных учреждений.
«Если родители обладают цифровой и компьютерной грамотностью, то могут передать это и ребёнку. Но участие педагогов никто не отменял. Можно сказать, что в сумме это даст сознательную готовность сидеть в Интернете самостоятельно».
Ещё больше интересного здесь.