На столе – стакан с водой и бумажные платочки. Это «набор» опытного психолога, который всегда готов к самой эмоциональной реакции клиента. «Бывают и слезы, и истерики. Иногда люди кричат, уходят, хлопнув дверью. Потом возвращаются. Чаще, конечно, плачут и злятся. Для многих психолог становится олицетворением всего того, что вызывает у них негативные эмоции», - рассказывает Наталья Ярасова. Уже 22 года она не меняет заданного курса – оказывает людям психологическую помощь, несмотря на сложности своей профессии. Все потому что она была выбрана ею душой, еще в детстве:
«Ко мне часто приходили друзья, знакомые, чтобы выговориться, попросить совета. Мы пытались обсуждать проблемы, осознавать происходящее. Я всегда много читала, и на основе книжных знаний я пыталась делать предположения, почему люди ведут себя определенным образом. Это было бытовое общение, но, тем не менее – беседы получались интересными и полезными».
Жесткое погружение
Во взрослой жизни погружение в практическую психологию, как говорит сама Наталья, оказалось жестким. После университета она сразу стала проводить психологические консультации для женщин, оказавшихся в сложных жизненных ситуациях: «Наш психологический центр работал по кризисной линии, мы помогали тем, кто пострадал от насилия в семье и за ее пределами».
Позднее она работала в специализированных образовательных организациях, курировала психологическую практику вуза на базе одной из спецшкол. А потом пришла в миссионерский отдел Тульской епархии Русской Православной Церкви, чтобы помогать, в том числе, реабилитироваться людям, пострадавшим от сект и оккультных организаций. Здесь по сей день она работает психологом-консультантом.
«Сейчас ко мне попадают люди, чьи родственники пытались разрешить жизненные сложности при помощи сект», - говорит Наталья Ярасова. Чаще всего к ней обращаются женщины от 25 до 50 лет. Есть и такие, которым за 80. Последние чаще всего приходят с переживаниями за своих взрослых сыновей и дочерей. А вот мужчины обращаются на порядок реже: «Бытует мнение о том, что связано это с их воспитанием: мужчин приучают не признавать свои слабости, «не быть тряпкой», а потому они не склонны обращать внимание на свои эмоции и анализировать их».
Можно ли изменить другого человека?
Многие люди обращаются с запросами – сделайте так, чтобы ОН понял; сделайте так, чтобы ОНА изменилась: «На самом же деле, изменить в рамках здорового психологического поведения можно только самого себя».
В частности, изменить можно отношение к той или иной ситуации. Следом за этим изменится стратегия поведения, а иногда случится и полное изменение ума: «Тогда и другой человек просто вынужден будет поменять свое поведение. То есть, можно сказать, что меняя себя, можно изменить другого человека».
Вирус в сознании
Наталья Ярасова рассказывает, что в период пандемии коронавируса люди стали чаще впадать в депрессию. «Это явление сложное. Чтобы помочь человеку, важно отличить его от временного уныния. Ориентироваться в этом случае необходимо на свой профессиональный опыт».
Периодически, по словам Натальи, приходится работать с молодыми юношами и девушками по проблеме суицида (у взрослых такое тоже бывает, но гораздо реже). «Дай Бог, чтобы частота таких намерений сокращалась», - говорит психолог.
Какая бы ни была ситуация, в глубине ее чаще всего лежит внутриличностный конфликт, психологическое состояние человека и его отношение к жизни и к людям: «Люди приносят на консультации боль, которая рождена сложностями в жизни, когда чувствуют свое бессилие перед ситуацией, думают, что в жизни все кончено. Они хотят, чтобы им помогли справиться с этой болью. Реже приходят люди с конструктивными жизненными задачами», - говорит Наталья Ярасова.
Не нарваться на шарлатана
Помочь другому человеку справиться с жизненными сложностями может только настоящий специалист, получивший соответствующее образование: «Когда я начинала работать, проводить психологические консультации мог человек с образованием не ниже специалитета. Сейчас могут консультировать люди с образованием бакалавра, которое очень отличается по уровню и качеству изучаемого материала».
Наталья говорит, что ей повезло: в педуниверситете она прошла подготовку по двум специальностям – биология и психология. «Сейчас с высоты практического опыта я могу сказать, что знание биологии, физиологии человека, его нервной системы – очень важная для психолога информация», - подчеркивает Наталья Ярасова.
Встречаются на практике и такие «специалисты», которые не имеют вообще никакого образования: астрологи, эзотерики: «Многие из них наживаются на человеческой беде, используют потребность человека в помощи для того, чтобы тянуть из него деньги».
Наталья приводит 5 «НЕ», которыми должен пользоваться настоящий психолог:
- не давать советов, то или иное решение в жизни человек всегда принимает сам;
- не навязывать своих ценностей и мировоззрения;
- не нарушать принцип доверия (конфиденциальности) - это обеспечивает физическую и психологическую безопасность клиента;
- не оценивать (не критиковать, не судить) клиента, по крайней мере, так, чтобы ему об этом было известно;
- не интерпретировать реальность клиента. Любые жизненные события могут разными людьми трактоваться по-разному. То, что для одного является поводом вспомнить лучшее, для другого – может оказаться символом страшнейшей личной катастрофы.
Кстати, накануне, 22 ноября, настоящие психологи отметили свой профессиональный праздник. К нему Наталья Ярасова даже опубликовала в своих социальных сетях стихотворение собственного сочинения:
У психологов есть проблемы,
У психологов есть конфликты,
Есть больные до злобы темы,
И обиды их неизжиты.
У психологов есть опыт
Отношений весьма токсичных,
И зависимостей от другого,
И проблем нерешенных личных.
У психологов есть и травмы
Глубинные, родом из детства:
У психологов есть Мамы,
Есть Папы. И боль на сердце.
У психолога есть способность
Истерить, обижать, быть жестоким
И психолог тоже может быть
И больным, и одиноким.
Их характер порой - не сахар.
Нет сверхсил и полно сомнений.
У психологов много страхов,
И две тонны банальной лени.
И вокруг них все тех же люди,
Что кричат, обижают, ранят,
А психологи тоже любят,
Когда кто-то их понимает.
У психологов нет колдунства,
Чтобы раз - и вся жизнь блаженство!
Дни их тоже полны безумством,
А так хочется совершенства…
Но психологам в чем-то проще,
Они знают рецепт главнейший:
Отрицания чуть поменьше,
И принятия чуть побольше.
© яННа.