Тула потеряла наследие времен правления императора Александра II

Тула потеряла наследие времен правления императора Александра II
Фото: https://okn.tularegion.ru/.

В Туле Паровозные мастерские Московско-Курской железной дороги, построенные в 1866-1970 годах, исключили из Единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ. Соответствующий приказ регионального начальника инспекции по государственной охране объектов культурного наследия Д. Бойченко опубликовано в сборнике правовых актов правительства Тульской области.

В настоящее время выявленный объект культурного наследия является производственным зданием АО «Тулажелдормаш». За весь период существования данное предприятие прошло сложный путь становления: от паровозных мастерских до современного промышленного комплекса, от производства простейших машин до сложной высокопроизводительной техники и оборудования.

Из акта историко-культурной экспертизы следует, что объект культурного наследия препятствует выполнению современных задач машиностроения: новая техника требует освоения новых производственных площадей и модернизации существующей.

Паровозное депо на станции Тула

В обосновании вывода экспертизы сообщается, что выявленный объект не является значимым градостроительным элементом застройки. Согласно «Правил землепользования и застройки муниципального образования город Тула» здание находится на территории промышленной зоны. По этой же причине объект не доступен для обозрения. Здание имеет позднейшие искажения и утраты. В структуру исследуемого объекта встроены надстройки, неудаляемые без серьезных реконструктивных вмешательств, а также необходимые с точки зрения современного функционирования предприятия.

Специалисты выявили неравномерную осадку фундамента, нарушение температурно-влажностного режима, трещины в кирпичных стенах, коррозию металлических элементов конструкций здания, повреждение отделочных слоев конструкций, следы агрессивного воздействия технологического процесса, искривление элементов ферм. В настоящее время функционирование здания ограничено.

Паровозная сборная мастерская на станции Тула

Для справки:

В мае 1864 года издан указ о строительстве железнодорожной линии Москва — Орёл. Эта линия являлась головным участком Южной железной дороги, позже переименованной в Московско-Курскую железную дорогу. Строительство Тульского участка Московско-Курской железной дороги началось в 1865 году, осуществлялось местными крестьянами и солдатами штрафных частей. Большая часть работ выполнялась вручную. В 1866 году началась прокладка железнодорожных путей в Туле, была построена железнодорожная станция Тула. Она находилась на окраине города недалеко от крупного села Мясново, позднее вошедшего в состав города. В 1867 году, по построенной дороге, в Тулу прибыл первый пассажирский поезд из Серпухова, а августе 1868 пассажирские поезда отправились из Тулы в Орел. Вначале в сутки отправляли две пары поездов. Еще раньше началось движение грузовых поездов. В 1869 - 1870 годах была проложена вторая колея.

31 октября 1869 г. введены в эксплуатацию первые паровозные мастерские МосковскоКурской железной дороги.

Через несколько лет была осуществлена реконструкция дороги с целью усиления земляного полотна, замены лёгких рельсов, подсыпки балласта. После строительства ветви Сызрань-Вязьма в 1870-1874 годах и соединения этой ветки с Московско-Курской дорогой, Тула стала важным транспортным узлом, что обеспечило ей широкие экономические связи со многими городами России.

За зданием вокзала было расположено паровозное депо станции Тула. Оно было рассчитано на 27 паровозов и имело поворотный круг на 21 паровоз. При депо в 1872 году были также открыты мастерские паровозного ремонта, одноэтажное здание которых располагалось на окраине станции вблизи железнодорожных путей в южную сторону. Оно сохранилось и в настоящее время.

Вокзал был свидетелем многих встреч и событий, о чем свидетельствуют мемориальные доски на его здании. На вокзале часто бывали Л.Н. Толстой, И.С. Тургенев, А.П. Чехов, Н.С. Лесков, П.И. Чайковский, С.И. Танеев, останавливались проездом император Николай II, Л.И. Брежнев, а так же русские моряки – герои крейсера «Варяг», во главе с его командиром В.Ф. Рудневым.

В 1872 году при депо станции Тула для обслуживания и ремонта подвижного состава были открыты паровозные мастерские, одноэтажное здание которых располагалось на южной окраине вблизи железнодорожных путей. До начала гражданской войны паровозные мастерские занимались ремонтом вагонов и паровозов, а также производством запасных частей.

С 1924 по 1930-й год паровозные мастерские обеспечивали ремонт вагонов, но постепенно стали специализироваться на выпуске средств механизации для текущего содержания и ремонта пути. Предприятие развилось до завода и начало выпускать дренажные машины, путевой струг, шпалоотрыватель и другие машины и механизмы, обеспечивающие железную дорогу. Первые перестройки советского времени приходятся на время 1930-х годов.

Еще больше интересного здесь. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру