Надежда Школкина: «Мне нравится, что люди в Тульской области не молчат»

Надежда Школкина: «Мне нравится, что люди в Тульской области не молчат»
Надежда Школкина. Фото: МК в Туле.

Уполномоченный губернатора Тульской области по взаимодействию с представительными органами муниципальных образований Надежда Школкина рассказала для читателей «МК в Туле» о своих рабочих планах, законотворческой работе и преимуществах женщин на государственной службе.

- Надежда Васильевна, Вы стали новым членом команды тульского губернатора. Какие задачи вы ставите перед собой на ближайшее время?

- С декабря 2020 года, еще до назначения на должность, я начала готовиться к решению задач по взаимодействию с муниципальными образованиями и посетила ряд районов Тульской области. Мне было важно понять те проблемы, которые существуют на местах. Мы суммируем озвученные вопросы и ранжируем их по уровням: муниципальному, региональному или федеральному. Например, опиловка деревьев на улицах – это муниципальный уровень. Здравоохранение – это региональный уровень. Очистные сооружения, вопрос которых стоит почти во всех районных центрах, можно решить только с участием федерального центра, потому что вопрос финансово затратный. Но если мы сейчас не будем строить очистные сооружения, то очистка Волги, Оки и Дона теряет смысл.

Еще один общий вопрос в районах – это строительный мусор. В регионе реализуется программа расселения ветхого и аварийного жилья, но вместе с тем не решен вопрос о том, что делать со строительным мусором, который остается после сноса ветхих домов.

На утилизацию таких отходов необходимо много средств.

Я полагаю, что за финансовой помощью надо обратиться на федеральный уровень и попросить в рамках федеральной программы по сносу ветхого и аварийного жилья предусмотреть финансирование на снос, вывоз и утилизацию строительного мусора.

Мне нравится, что люди в районах не молчат, они говорят. Когда мы начали объезд районов, встречались с главами администраций, которые знают о проблемах района лучше других. Потом мы встретились с экспертным сообществом.

Сейчас дан старт формированию новой программы социально-экономического развития Тульской области до 2026 года. Я одна из этих, кому было дано поручение провести сбор предложений от жителей, которые будут учтены при формировании программы. Предложений много и горизонт планирования у жителей шире, чем 2026 год. Мне нравится, что люди хотят создать комфортные условия не только для себя любимых и своих детей, но и для будущих поколений.

Звучали вопросы экологии. Жители спрашивают, когда в районе будет раздельный сбор мусора. Например, жителей Алексина интересует, когда установят контейнеры для раздельного мусора в городе.

Для меня было честью принять приглашение к сотрудничеству от Алексея Геннадьевича. Он действительно харизматичная, сильная личность. С другой стороны, это большая ответственность. Но я работы никогда не боялась.

Пробежаться «ножками», поработать по районам, встретиться с жителями, понять их обеспокоенности и проблемы – я могу это сделать. Может быть, мы не сразу решим все вопросы, но дорогу осилит идущий. Если прятаться от проблем, они сами собой не рассосутся. Губернатор четко сказал, что каждый голос должен быть услышан.

Наша главная задача – провести экспертное обсуждение программы и собрать предложения.

- Какой район Тульской области Вы посетили первым и почему?

- Первые совещания с муниципалитетами я провела в Туле, а первую рабочую поездку я совершила в Новомосковск. Город удивительный, с историей. Люди там гордые. Промышленный потенциал Новомосковска велик. Потом был Кимовск, Донской, Узловая.

- Вы уже побывали в ряде районов Тульской области. Каковы Ваши впечатления от этих визитов?

- Мне нравится, что люди очень открытые. Я понимаю, что они относятся ко мне с уважением авансом, из-за моей должности уполномоченного губернатора. Хорошо, когда после нашего диалога, люди понимают, что я тоже человек неравнодушный, что я действительно что-то могу.

Мне запомнилось, как в Заокске я встретила двух счастливых женщин. Они, не сговариваясь между собой, сказали, что они счастливые. Это произошло, когда я расспрашивала их о проблемах, которые их волнуют.

- Вы работаете в социальных сетях, у Вас есть персональный сайт. Для чего вы активны в интернете?

- Социальные сети – это инструмент, который я использую для того, чтобы рассказать людям о своей работе. Я не очень люблю съемки, но я должна использовать современные технологии для того, чтобы что-то сказать, или дать понять, что ты услышал. Ведение сайта и соцсетей – это еще одна ответственная и важная работа.

Иногда случается так, что ты что-то хорошее сделал, но куда-то эта информация исчезает, а негатив остается. Через сайт я хочу донести основные моменты моей жизни, и что было мною сделано. Кроме того, сайт – это хороший инструмент для обратной связи.

- В 28 лет вы уже руководили крупным перерабатывающим предприятием. Что это был за опыт?

- Мы вместе с партнером бегали, искали инвестиции под данное предприятие. Мы решили построить его в Волгоградской области, откуда он был родом. Самое главное, это было близко к местам произрастания тех культур, которые использовались на нашем предприятии.

Мы поняли, что в России одним из перспективных направлений является здоровое питание. Эту нишу – хлопьев и круп – занимали, в лучшем случае, овсяные хлопья. Другие варианты завозились из-за границы. То есть ниша была свободной и перспективной. Мы стали искать разработчиков и инвесторов. С первыми было легче. Они спроектировали нам уникальное предприятие не только для России, но в мировом масштабе. С поисками инвестора все оказалось сложнее. Как только мы его нашли, случился дефолт 1998 года. Мы поняли, что должны распроститься с нашей историей. Поехали в Сергиев Посад, помолились и всплакнули. Но к нашему удивлению, инвестор от нас не отказался. Но это был связанный кредит, то есть его сразу отдали на покупку оборудования. Пока мы строили предприятие на базе комбината хлебопродуктов, я стала генеральным директором.

На предприятии работали 700 человек. Руководить таким коллективом - большая ответственность. Я в тот момент только родила дочку, и разрывалась между разрывалась между ней и работой. Это был очень серьезный опыт, который во многом сформировал во мне специалиста и руководителя. Я тогда не понимала, что такое законотворческая деятельность. Когда мы вышли на рынок с разными видами хлопьев и семью видами муки, мы увидели, что иностранные хлопья, которые завозятся в страну, идут с 10-ю процентами НДС, а у нас – под 20 процентов НДС! Тогда я поняла, что такое законодатель, и что от него зависит.

С сотрудниками тоже не все гладко было. Местные жители, которые работали на предприятии, называли меня «москалькой», которая сейчас все выжмет и уйдет. Только года через полтора, когда мы пригласили сотрудников в Москву, посидели с ними в неформальной обстановке, под казачьи песни – только тогда они меня признали своей.

- В свое время вас называли одним из самых эффективных депутатов Государственной Думы. Есть какие-то законы, разработкой которых вы особенно гордитесь?

- Таких законов и поправок очень много, но могу назвать некоторые из них.

Вы все помните, когда у нас обсуждалась пенсионная реформа. Я понимала, глядя на новую систему, что все мои селяне «улетают» на социальную пенсию. Мы много дискутировали даже внутри партии, и буквально в одну ночь мы придумали формулу фиксированной доплаты нашим труженикам. Я очень благодарна Людмиле Ивановне Швецовой, которая тогда нас поддержала, и сегодня люди получают доплату с размере 1 333 рублей. Доплата небольшая, но в масштабах страны это большие деньги. Это была очень дорогая поправка.

При обсуждении закона об образовании, когда я поняла, что хотят обидеть сельских учителей, я тоже промолчать не могла. Я внесла поправку по поводу установления льгот в том числе по оплате коммунальных услуг для сельских учителей.

Еще я горжусь поправкой, касающейся учащихся СПО. Студенты техникумов обычно оставались за полем зрения. Мы посещали вузы и школы, а средние специальные образовательные учреждения – нет. Когда мы однажды пришли в техникум, одна женщина пожаловалась на то, что ее сына перед защитой диплома забрали в армию. Оказалось, что проблема старая – обучающиеся ссузов не имели права на отсрочку от армии. После многочисленных дискуссий, был принят соответствующий законопроект, чтобы студентов техникумов не забирали в армию перед сдачей экзаменов.

Сейчас осталась проблема в том, что студенты вузов имеют стипендии и ряд льгот, а студенты ссузов таких возможностей не имеют. Этот вопрос надо поднимать на федеральном уровне.

Еще был вопрос ГМО – деликатный и неизученный, даже научное сообщество разделилось на два лагеря. Но в тот момент я действовала как мама и считала, что лучше не рисковать, если вред ГМО до конца не изучен.

Закон об органической продукции – мое дитя. Было много оппонентов, в том числе со стороны производителей. Но в ходе диалога мы пришли к заключению, что поставка экологически чистой продукции даст нам конкурентное преимущество.

Когда мы вступали в ВТО, было много противников, особенно в аграрном секторе. Для меня это было самое болезненное дело, я кнопку так и не смогла нажать, потому что наши сельхозпроизводители были очень озадачены. Но затем мы приняли целый пакет законов, которые давали серьезные финансовые возможности нашим сельхозпроизводителям: это и нулевая ставка налога на прибыль, и освобождение фермеров от уплаты НДФЛ с грантов, и расширение возможностей потребительской кооперации.

Социальное развитие села для меня было очень важным. Все программы были заточены на производственные показатели, а не на условия проживания на селе.

Программа социального развития села теперь живет как комплексная программа развития сельских территорий.

- Женщин-политиков в России, скажем так, значительно меньше, чем мужчин. Влияет ли гендерный вопрос на вашу работу?

- Я своим статусом женщины в работе никогда не пользовалась. Когда я была депутатом, мужчины меня воспринимали наравне. Другое дело, мне кажется, что женщины очень кропотливые и к каждому законопроекту более тщательно готовятся. К некоторым вопросам, на которые мужчины не реагируют, мы относимся более щепетильно. Например, вопросы экологии, питания. Главное – это твое знание, умение формулировать, пробивать, твердость характера и самое главное – умение общаться с людьми.

- Есть патриархальное убеждение, что мужчина должен работать, а женщина заботиться о семье, а если женщина хочет строить карьеру, то она должна выбирать между работой и семьей. Что Вы думаете об этих утверждениях?

- У меня такого выбора не стояло, за что я благодарна своей семье, а особенно – мужу, который понял, что для меня это важно. Когда это было необходимо, он брал на себя большие заботы о маленькой дочке, по обустройству нашего быта.

Я не карьеристка, но для меня важен масштаб работы и решаемых задач. Я благодарна своей семье, которая меня поняла, приняла и дала возможность самореализовываться.

Надежда Васильевна Школкина родилась 12 мая 1970 года, имеет два высших образования - экономическое и педагогическое, а также ученую степень кандидата экономических наук.

В 28 лет Надежда Школкина стала генеральным директором современного предприятия по глубокой переработке зерна в Волгоградской области.

В 2006 году возглавила Общественный совет при Министерстве сельского хозяйства, в 2010 году стала членом Общественной Палаты РФ.

В 2011 году избрана депутатом в Государственную Думу РФ, стала автором 67 законопроектов и около 700 поправок к федеральным законам.

С 3 марта 2021 года назначена Уполномоченным представителем губернатора Тульской области по взаимодействию с представительными органами муниципальных образований Тульской области.

Надежда Васильевна замужем, есть взрослая дочь.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру