«Думать, как браконьер»: как в Тульской области борются с незаконной охотой

27 марта в Тульской области сроком на 10 дней начинается сезон охоты на гусей, селезней, вальдшнепов и тетеревов. Соответствующий документ подписан в региональном минприроды 10 марта.  «МК в Туле» в канун старта весенней охоты пообщался с теми, кто следит за законностью охоты и пресекает браконьерство. Сотрудники службы безопасности Государственного музея-заповедника «Куликово поле» рассказали, на что идут браконьеры,  чтобы незаконно добыть дичь, и на что готовы пойти охранники правопорядка, чтобы им противостоять. 

Рабочий день специалиста службы безопасности музея-заповедника «Куликово поле» Михаила Исаматова может начаться в любое время суток. Коллеги называют его  - «лесной человек», и говорят, что ему нет равных в знании повадок лесных зверей.

«Думать, как браконьер»: как в Тульской области борются с незаконной охотой

День «лесного человека»

«С чего я начинаю… Думаю, где сегодня, в этот час, в эту минуту, время суток, в такую погоду самые опасные участки. В зависимости от времени года, в разные сезоны – это все будет по-разному. Где-то рыба пошла на нерест, на кого-то начался охотничий сезон. Здесь все в ежеминутном движении, все непрерывно меняется», -  вводит Михаил в курс дела, направляясь на полноприводной машине к местному Водяному полю.

На территории заповедника лесных массивов мало. Один из них – памятник природы, Водяное поле. Вокруг идет охота, и поле, которое, на самом деле, лес, становится островком безопасности для лосей, кабанов, косуль, зайцев и лис.

Сюда и направляется Михаил, проведать, не забрались ли браконьеры на  территорию заповедника в поисках незаконной, но легкой добычи.

Выходя из машины, Михаил вешает на грудь портативную видеокамеру. Это и для его собственной безопасности - в случае обнаружения злоумышленников, камера может их отрезвить. И, конечно же, для фиксации нарушений.

«Доказать факт браконьерства очень сложно. Пока верхом не сядешь на браконьера, который сидит на своей добыче – только тогда, пожалуй, и докажешь», - рассказывает Исаматов.

Он говорит, что животные узнают даже шум мотора его машины и снегохода. Людей здесь кабаны и косули почти не боятся – уже более 10 лет охота на территории заповедника запрещена. 

Михаил Исаматов

И действительно, через несколько минут после приезда  на Водяное поле «поздороваться» с Михаилом выбегает молоденькая самка кабана Нюша.  

Туляк стал своим среди диких кабанов

Смотрите видео по теме

Потом, сохраняя безопасное расстояние, выходит еще одна семья кабанов.  Взрослые осторожны, а любопытный молодняк норовит разглядеть прибывших людей поближе. Одно негромкое, но безапелляционное похрюкивание старшей самки, - и вся семья за секунды скрывается в подлеске.

Кабан Нюша

Михаил рассказывает, что существует прямое браконьерство, когда люди заходят на территорию и стреляют дичь. А еще охотники с тепловизорами и собаками  на границе заповедника вычисляют скопление животных, и выгоняют оттуда зверя на участки, где его уже можно «официально» подстрелить.

«Иногда я просто хожу по границе – чтобы охотники видели в тепловизоре и меня», - рассказывает сотрудник заповедника.

В обязанности Михаила входит мониторинг территории и наблюдение за поголовьем крупных копытных животных. Однако ловить браконьеров сами сотрудники музея не имеют права.

Патрулирование

«Казацкий метод»

Способы, которыми браконьеры добывают незаконную добычу, разнообразны и жестоки. Кто-то стреляет дичь «из-под фар»: ночью, предварительно ослепив зайца или косулю.

Кто-то давит гусеницами снегохода. Кто-то догоняет косуль на транспорте, и забивает ее самодельными копьями.

В 2016 году сотрудникам музея-заповедника удалось привлечь к ответственности одного из самых дерзких нарушителей. Он хорошо знал повадки животных, был знаком и с местными жителями, в том числе и сотрудниками музея. 15 лет он ловко уходил от ответственности.

В тот день, разузнав, что в музее сломался снегоход, 50-летний браконьер из Богородицка вышел на охоту. Он успел задавить несколько косуль снегоходом, прежде, чем его все-таки заметили сотрудники музея. Чтобы повязать нарушителя, они доставили  полицию на место преступления…  на санях.

«Пришлось применить казацкий метод задержания», - рассказывает Сергей Мельников, руководитель службы безопасности объектов музея-заповедника на Куликовом поле, - «Мы взяли лошадей с конного двора, оседлали и быстро оказались на месте. Я сам с  четырех лет в седле, ездить верхом умею и люблю. Так что, мы всеми законными способами готовы бороться с браконьерами».

Еще одно задержание произошло в сентябре прошлого года. И снова задержанные – местные жители, пенсионеры, опытные охотники,  «забывшие», что на территории заповедника охота запрещена. Задержание проводили сотрудники Росгвардии.

След кабана

«У нас в музее в Моховом есть их точка и автопатруль. Силовики доезжают по сигналу в любую точку заповедника максимум за 15 минут. Росгвардия действует быстро, четко, аккуратно, ребята не новички, знают все наши территории, обходы, подъезды. Затем, если надо, вызывается следственно-оперативная группа», - рассказывает о работе в тандеме с силовиками Мельников.

Белая цапля. Фото: Роман Солопов

«Мать вашу!»

Не только браконьеры, но и вроде бы добропорядочные граждане регулярно наносят ущерб ресурсам заповедника. Регулярное нарушение – мусор, который автомобилисты бросают на обочины с дороги. Через территорию заповедника проходит трасса «Москва-Липецк», и нередко до Кимовского и Куркинского районов Тульской области доезжают из самой столицы.

«Это при том, что на всех въездах на территорию заповедника, даже на проселочных дорогах, стоят баннеры и аншлаги, предупреждающие о въезде на охраняемую территорию. А поймаешь в Зеленой дубраве того, кто развел костер шашлыков пожарить – ответ один: «Баннеры? Не, не видели», - продолжает начальник службы безопасности.

И все же принципиальность и неуклонность, с которой в заповеднике борются с нарушениями, дает о  себе знать. По словам Сергея Мельникова, за 12 лет удалось победить браконьеров-рыболовов:

«Народ  же между собой разговаривает, передает, что мы ловим. В первые годы моей работы на неделе выходило 3-4 факта браконьерства на реках. А теперь, слава богу,  2-3 года нет вообще ни одного случая».

В общем, есть шанс, пусть пока призрачный, что мышление людей изменится. И постепенно, даже до самых дерзких  дойдет смысл старого призыва:  «Берегите природу, мать вашу!».

Фото: «МК в Туле», Государственного музея-заповедника «Куликово поле» и тульского управления Росгвардии.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру