Святки: 12 дней ритуальных угроз и наказаний

16.01.2020 в 14:13, просмотров: 836

Устрашающего вида личины и кони из валенок, коридор в зеркале, елки, духи и подарки: корреспонденты "МК в Туле" узнавали, как туляки отмечали Святки.

Святки: 12 дней ритуальных угроз и наказаний

"Выжгу пупок, настучу по пяткам и побью безменом": такие ритуальные угрозы туляки могли услышать во время Святок еще в 19 веке. Устрашающего вида личины и кони из валенок, коридор в зеркале, елки, духи и подарки: корреспонденты "МК в Туле" узнавали, чем удивляли и пугали, чего боялись и чему радовались туляки во время Святок.

Святочный период длится с 6 по 18 января: с Рождества и до Крещения, "от звезды и до воды". Его неотъемлемой частью является Коляда. Игорь Бурцев, научный сотрудник государственного музея-заповедника "Куликово поле", рассказывает, что в самой Туле, Ленинском и Плавском районах колядовали, в основном, только на Рождество. В районе Куликова Поля на колядки выходили на Рождество, Новый год, Старый Новый год и Крещение.

"Колядовщики зачастую принимали образ стариков, старух, нищих, цыган. Главное действо обряда в Тульском крае в XX в. начиналось с бесцеремонного вторжения колядующих в дом, после громкого стука в дверь".

"Поймаю, повешу, выжгу пупок"

В репертуар колядующих в Тульской области входили ритуальные угрозы. Игорь Бурцев рассказывает, что в д. Ивановка "коляда" детям говорила: "Что умеешь делать?…Если матери не слушаешь – то заберу".

В д. Чебыши колядующие угрожали: "Сейчас поймаю, подвешу, пупок начну у тебя выжигать". В с.Шаховское "коляды палками гоняли детей". В Алексине "грозились настучать по пяткам". В Ленинском районе "коляда" сажала в мешок кур и пугала этим "приношением" детей со словами: «Сейчас вас коляда съест».

"Такую-сякую" побьют безменом

Колядовщики "контролировали" работу тульских хозяек, например взвешивали безменом пряжу, которую те успели сделать к концу года. Если пряжи было меньше 4 кг, хозяек ругали: «Ах ты, ленивая, такая-сякая». В селе Грибоедово нерадивым хозяйкам «мяли бока», женщин валяли в снегу, а в с. Себино обещали избить безменом.

С добрыми словами к тулякам обращались ряженые. Краеведы-этнографы записали в Дубенском районе такую колядку:

"На дворе зима!

Да белым бела!

А на улице толпа

По деревне пошла.

А у нас коляда,

Да в руках метал!

Вы не прячтеся за дверь,

А встречайте коляду.

К кому коляда придет, Будет добрый год!"

Когда ведьмы месяц скрадывают

День Святого Василия Великого раньше праздновали не 14 января, как сейчас, а с 31 декабря на 1 января. Этот день делил святочный период на 2 части: одна из них - освященная рождеством Христовым, а другая - время разгула нечистой силы и колдунов.

В некоторых тульских деревнях до сих пор верят, что на Васильев вечер "ведьмы месяц скрадывают". Но все-таки именно Васильев день был светлым началом Нового года.

"Как встретишь, так и проведешь": 5 правил счастливой жизни в новом году

В 19 веке и в начале 20 века для того, чтобы прожить год счастливо - в достатке и радости - необходимо было выполнить 5 правил:

  • На Васильев вечер нужно было надевать самую красивую одежду, чтобы весь год хорошо выглядеть.
  • Старый год нужно было провожать с благодарностью, обиды все простить, зла не держать, а Новый год встретить радостно и весело.
  • В долг денег не давать, чтобы  нужды в них не знать.
  • В канун Нового года нужно получить деньги, что тоже - символ достатка.
  • Ужин в Васильев вечер не должен быть пресным. Раньше на стол ставили мясо, рыбу, пироги. Варили кашу.

Детям в тульском центре народного творчества рассказывают о Святках. Зачастую одним из главных атрибутов новогоднего наряда у женщин был яркий платок.

В тульских деревнях существовала такая примета: если каша сварилась вкусной, год будет хорошим. Если каша не удавалась, ее бросали в прорубь, чтобы изменить судьбу.

"Правда сбудется - не минуется"

На Святки по желанию девушки гадали на суженого. Часто делали это с петухом. Перед ним клали землю, глину, рожь, мешочек и колечко. Куда петух клюнет, то девушку и ждет. Если в рожь, то жить она будет в богатой семье. Если в землю - значит, выйдет замуж за работящего мужчину. Если в глину, то муж будет печник, без печи ни одна изба не обходилась. А если петух клюнет в кольцо, то девушка выйдет замуж. Мешок предвещал бедного мужа.

Гадание с петухом.

Еще одно гадание с "колодцем": девушки составляли его из небольших брусков и клали около кровати, при этом произносили слова: "Суженый-ряженый, приди ко мне ночью воды напиться". Жених должен был присниться.

Гадали тульские девицы и с кольцами: опускали их в блюдце с водой, пели подблюдную песню, а после куплета-предсказания вынимали колечко. Чье попадалось, тому и предсказание. Считалось, что именно таким образом можно было узнать, когда девушка выйдет замуж и сколько у нее будет детей.

Гадание на кольцах с блюдцем.

Самым страшным считалось гадание с двумя свечами и зеркалом. В световом "коридоре"  в зеркале должен был показаться суженый. Гадать таким образом решались не все, потому что считали зеркало порталом в потусторонний мир, из которого в мир земной могли якобы прийти злые духи.

Кельты или Николай I: откуда взялась елка

Еще одна традиция, еще более распространенная чем гадания - украшать елки. По одной из версий, ввел ее Николай I. По другой версии, прийти она могла от кельтов еще до принятия христианства.

Кельты высоко ценили вечнозеленые деревья и верили в их жизненную силу. Потому в самую длинную ночь в году - 22 декабря - люди ходили в лес и наряжали самую большую ель, чтобы задобрить духов леса, а летом получить хороший урожай.

Наряжали елки яблоками, орешками и свечками. Потом елку стали украшать игрушками и гирляндами. Кстати, раньше в Туле елки покупали в кофейнях и кондитерских, потому что продавались они только там.

Самым главным во время праздников считались подарки. В 19 веке добрые слова туляки записывали вот на таких открытках:

Иисус и Ирод - "в одном лице"

Неотъемлемой частью Святок был кукольный театр. На вертепе сверху представляли божественных персонажей - Иисуса и волхвов, а снизу - царство Ирода. Управляли ими один единственный кукловод. Он же их и озвучивал разными голосами, с разными эмоциями. Все это сопровождалось музыкой.

На вертепе представлено рождение Иисуса Христа.

Царство Ирода.

Что касается кукол, еще одну делали дети. Она была в виде крестика - кукла-перушка. С ней ходили колядовать.

Научный сотрудник государственного музея-заповедника "Куликово поле" Игорь Бурцев говорит, что колядование, как впрочем и святочные традиции в целом, в Тульской области достаточно устойчивы. Вероятно, в 21 веке они сохранят вою социальную значимость.

"До сих пор колядование на тульской земле сохранило некоторые архаические черты, а существование такого яркого карнавального персонажа, как «коляда», делает изучение этого обряда интересным для этнологов. К сожалению, нам не удалось охватить своими исследованиями всю Тульскую область. Эта работа нам представляется перспективной на будущее", - говорит Игорь Бурцев. 

Кстати, в Центре народного творчества работает выставка-представление "Правда сбудется — не минуется…". Она знакомит туляков и гостей города с народными святочными обычаями Тульской губернии и соседних областей.

Посетить выставку можно только по предварительным коллективным заявкам (группы от 15 до 25 человек). Заявку можно сделать по телефонам: (4872) 70−43−57; 70−43−58.