Скорбный юбилей тишины: как умирали церковные колокола

Ровно 90 лет назад в стране в целом и в каждом регионе в отдельности началось истребление церковных колоколов. В течение нескольких лет было уничтожено почти все, что православная Русь бережно хранила столетиями. Печальный символизм приобрел тот факт, что колокольни обезглавливали в рождественские дни. 

Скорбный юбилей тишины: как умирали церковные колокола
Архивное фото из многочисленных открытых источников

Массовая гибель колоколов приобрела особый размах в 1930-е. В Туле в феврале 1930 года постановлением Тульского горсовета ряд церквей были закрыты. В их числе - Донская церковь в Чулкове. Ранее, 7 января, с ее колокольни были сброшены колокола. 

Документальных свидетельств того, что это произошло именно в православное Рождество, редакция пока не нашла. Однако публичные казни тульских колоколов в значимые для верующих дни вполне могли иметь место. В январе 1930-го года монастыри и храмы по всей России катастрофически быстро потеряли свое колокольное богатство. 

После Октябрьского переворота 1917 года церковные колокола стали особенно ненавистны новой власти. Колокольный звон посчитали вредным, поэтому к началу 30-х годов все церковные колокола замолчали. По советскому законодательсву церковные здания, равно и колокола, перешли в распоряжение Местных советов, которые, «исходя из государственной и общественной нужды, использовали их по своему усмотрению». 

фото: yandex.ru/maps

Замолчавшая старинная Донская церковь с колокольней стояли у пересечения современных улиц Марата и Чапаева в Туле. К 1770-м годам это место находилось еще за чертой старой Чулковской слободы, здесь было кладбище. По регулярному плану Тулы 1779 года Чулково получало сетку правильных прямоугольных кварталов, причем на месте кладбища тоже предполагалась застройка.

Жители слободы обратились к городским властям с просьбой отвести место под новое кладбище недалеко от старого, но за границей слободы. Разрешение на это было получено в 1790 году; в результате возникло Дмитровское кладбище.

Старое кладбище оказалось «погребенным» под жилыми кварталами не сразу, лишь в XIX веке. Однако западную его часть, вероятно, самую старую, сносить не стали. И здесь, на пересечении улиц Заварной и Гольтяковской (нынешних улиц Марата и Чапаева), в 1857-1864 гг. возвели храм во имя Донской иконы Божией Матери, уточняет портал тульской епархии. 

Проект дореволюционного храма разработал архитектор Тульского оружейного завода М.А. Михайлов. 3 февраля 1856 года проект для утверждения был представлен в Санкт-Петербург. И пока в вышестоящих инстанциях шло обсуждение проекта, в Туле решался вопрос финансирования будущего строительства. Тульская епархия нашла в Государственном архиве региона «Акт цехового Оружейного общества о возведении каменной церкви в Чулковой слободе в г. Туле»: «1856 года Мая 14 дня Тульское оружейное общество, имея в виду, что г. Тулы в Чулковой слободе с давних лет существует одна церковь во имя Рождества Господа Иисуса Христа; но как по многочисленности жителей Чулковой слободы в одной церкви помещение весьма стеснительно, и в особенности в Праздничные дни; то как по сему, но не менее сего и по ревностному усердию - желает построить вновь другой храм посредине самого Чулкова, во имя Донской Божией Матери, собственными средствами, то есть добровольным приношением потребной суммы».

Храм решено было возводить на пожертвования. На строительство Донской церкви направили также часть денег, переданных императором Александром II в награду тульским оружейникам.

В 1892 году при Донском храме начали возводить колокольню. Строительство ее продолжалось семь лет.

После революции Донская церковь разделила участь многих тульских храмов - была закрыта, а после разрушена. В краеведческой литературе имеется информация, что из материалов разобранной Донской церкви было построено в 1927 году здание больницы. Исследователи Тульской епархии эту инфомацию решительно опровергают, ссылаясь на архивные документы и фотографии. На одном из снимков запечатлена построенная больница, за ней высится колокольня Донского храма.

Колокольня Донской церкви (конец 1920-х) /wikipedia.org


Донскую церковь закрыли согласно постановлению президиума Мособлисполкома от 16 февраля 1930 года. Ее здание планировали использовать под «большой детский сад с охватом 250-300 человек» или под Чулковскую районную библиотеку. Эти проекты не осуществились. Церковь была снесена.

Сегодняшний храм на углу улиц Марата и Чапаева – так называемый новодел. Его возвели в короткое время также на пожертвования трудовых коллективов и меценатов.

 В историко-краеведческой литературе есть информация, что советская Тула не только уничтожала колокола своих церквей, но и переплавляла привезенные из соседних регионов. В 1929 году сняли громадный 1200-пудовый колокол с Костромского кафедрального собора и перелили его на Тульском литейном заводе.

Гибель церковных колоколов по всей стране проходила синхронно и подгонялась целями индустриализации. Колокола переплавляли для разных целей, вплоть под котлы для столовых, о чем, например, ходатайствовал перед Москвой исполком Костромского горсовета.

Русский писатель Михаил Пришвин в своих дневниках литературно зарисовал трагические для православных события 30-х годов. 

«6 января. Сочельник. Верующим к Рождеству вышел сюрприз. Созвали их. Набралось множество мальчишек. Вышел дефективный человек и сказал речь против Христа. Уличные мальчишки радовались, смеялись, верующие молчали: им было страшно сказать за Христа, потому что вся жизнь их зависит от кооператива, перестанут хлеб выдавать и крышка! После речи своей дефективное лицо предложило закрыть церковь. Верующие и (кое)-какие старинные: Тарасиха и другие молчали. И так вышло, что верующие люди оставили себя сами без Рождества и церковь закрыли. Сердца больные, животы голодные и постоянная мысль в голове: рано или поздно погонят в коллектив.

8 января. Вчера сброшены языки с Годунова и Карнаухого . Карнаухий на домкратах. В пятницу он будет брошен на Царя с целью разбить его. Говорят, старый звонарь пришел сюда, приложился к колоколу, простился с ним: «Прощай, мой друг!» и ушел, как пьяный.

15 января. 11-го сбросили Карнаухого. Как по-разному умирали колокола. Большой, Царь, как большой доверился людям в том, что они ему ничего худого не сделают, дался опуститься на рельсы и с огромной скоростью покатился. Потом он зарылся головой глубоко в землю. Толпы детей приходили к нему, и все эти дни звонили в края его, а внутри устроили себе настоящую детскую комнату.

Карнаухий как будто чувствовал недоброе и с самого начала не давался, то качнется, то разломает домкрат, то дерево под ним трескается, то канат оборвется. И на рельсы шел неохотно, его потащили тросами». 

«Корноухий», «Годуновский» и «Царь" – уничтоженные шедевры колокольных мастеров звонницы Троице-Сергиевой Лавры.

 По некоторым данным, 7 января 1930 года в ТТуле был объявлен массовый сбор икон. Для сожжения. Только в Центральном районе Тулы рабочие сдали 1000 православных икон.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру