Первые, пилотные, наши
На экранах диспетчеров - тысячи параметров. Вот на мониторе отражено, как в одном из районов города работают водопроводчики - красным маячком обозначена "обезвоженная" труба. Еще один экран - с ключевыми телефонами всех служб. За считанные секунды оператор создает чат, на подобие тех, что используются в мессенджерах. Только тут не приходится долго ждать ответа - все включенные в переговоры службы молниеносно подтверждают связь: школа, химпредприятие, полиция, управляющая компания без промедления подтверждают готовность по единому слову диспетчера отреагировать на возможное ЧП.
Это кажется чудом, но по сути - это только начало цифровизации городского хозяйства. Через пять лет Тула и Новомосковск одними из первых в стране станут "Умными городами". Наш регион стал пилотным для воплощения проекта, разработанного Министерством строительства и жилищной коммунального хозяйства РФ в рамках нацпроектов "Жилье и городская среда" и "Цифровая экономика". Внедрение системы "Умный город" рассчитано на 5 лет. Сверхзадача программы - повышение качества жизни жителей городов за счёт внедрения цифровых технологий в управление городской инфраструктурой. Как это будет происходить сегодня представители тульского правительства, а также городских администраций Тулы и Новомосковске рассказали журналистам.
"15 мая 2019 года между Минстроем РФ, правительством Тульской области и администрациями Тулы и Новомосковска было подписано трехсторонее соглашение, определяющее нашу дальнейшую совместную работу. Подчеркну, наш регион вошёл в пилотный проект не случайно: у нас уже есть наработки, и это было учтено при включении тульской области в программу "Умные города", - рассказала журналистам Елена Казмерчук, замминистра по информатизации, связи и вопросам открытого управления Тульской области.
От биометрии до умных парковок
В Туле цифровой прогресс уже вышел на улицы. В областной столице, к примеру, установлено 146 видеокамер способных распознавать людей по биометрическим данным. "Умные" камеры уже позволили полиции распознать и задержать несколько преступников. Городские власти хотят увеличить их число точек видеонаблюдения до 264.
Коснется цифровизация и городского дорожного пространства. В первую очередь "поумнеют" светофоры. Объединившись в единую систему с базами данных и датчиками на дорогах, они подскажут водителям о возможных пробках, перенаправят дорожный трафик, подскажут пути объезда, создадут по необходимости "зелёную волну".
А меняя режим длительности сигнала, светофоры смогут предупреждать намечающиеся пробки. Более того - система будет учиться. Собирая данные о дорожном движении в разное время года, суток, в праздники и будни, она будет прогнозировать и предотвращать пробки и ДТП. Как пояснил Илья Беспалов, замглавы администрации по финансово-экономической политике, до конца этого года в Туле появятся 8 таких чудо-светофоров.
Ещё одно нововведение - интеллектуальные остановки. В Туле уже есть такие, с цифровыми табло. В ближайшее время их станет больше - и они будут умнее. Табло под навесом для ожидания транспорта будет показывать не только расписание автобусов и трамваев, но и предупреждать о задержке транспорта и в режиме реального времени подскажет, сколько еще ждать нужный автобус.
Умные парковки в Туле тоже уже апробированы - они позволяют, благодаря приложению понять - есть ли свободные места для машины в нужном вам месте, или стоит поискать парковочный карман на соседней улице.
Домофоны с функцией видеонаблюдения и возможностью интегрироваться через приложения со смартфонами в областной столице также есть, 70 штук. Разработчики обещают, что и в них можно будет вложить функции биометрии. Более того, сегодняшние технологии позволяют распознать, какое настроение у звонящего в домофон человека, не агрессивен ли он, не пьян ли.
Ну и, само собой, новые технологии позволят оперативно решать вопросы жизнеобеспечения города - прогнозировать и предотвращать аварии, сообщать о порывах в сетях, перебоях в энергоснабжении, следить за показаниями счетчиков - всего и не перечислишь.
Жалуетесь в соцсетях? Не включайте анонимность!
Что касается Новомосковска - здесь накоплен уникальный опыт по сведению баз данных разных служб в единое место. Инна Андроничева, заместитель начальника ЕДДС г. Новомосковска рассказывает, что еще недавно диспетчеры службы напоминали не спецагентов - скорее многорукое индийское божество, работая за несколькими компьютерами, стуча по нескольким клавиатурам и хватаясь за кучу мышек. Совместно с самарскими специалистами создана была единая программа, и технические решения, позволяющие диспетчерам комфортно работать в режиме многозадачности.
К примеру, помимо пожаров, сводок о ДТП и порывов на водоводах учитывать еще и экологические угрозы: в городе химиков есть четыре станции-анализатора, которые непрерывно мониторят качество воздуха и уровень опасных веществ в нем.
Еще один сотрудник полностью посвящен соцсетям. Разумеется, он не глазеет на котиков, а при помощи двух программ отслеживает жалобы граждан по ключевым словам.
"И тут порой туго приходится. Люди часто жалуются анонимно, и не пишут, где течет труба или не горит лампочка. А мы обязаны отреагировать. Так что, если вы чем-то недовольны, и решили пожаловаться в соцсетях - пишите четко: что, где, когда случилось, и как с вами связаться. Так мы сможем решить проблему быстрее", - советует Инна Андроничева.
Сейчас в Новомосковске создано пусть новаторское, но лишь первичное ядро системы, в которую интегрированы базы данных и системы управления Единой диспетчерской службы, полиции, скорой медпомощи и теплового хозяйства. Уже в обозримом будущем к системе подключался пожарные, газовики и аварийные службы, электрики и администрация города.