Древний город со своей монетой
Опричный город, ровесник Москвы, чеканивший собственную монету, стоит на левом берегу реки Оки в 114 км к юго-западу от Тулы. В XIV веке город был под властью Великого княжества Литовского. Через два столетия Белев вошел в Засечную черту. Проездом в Белеве останавливались Иван Грозный, Александр I c супругой и многие другие люди с известными именами. В XVII веке здесь появился деревянный водопровод. Удельные князья построили в городе Спасо-Преображенский мужской монастырь. В 1777 году Белев стал уездным городом Белевского уезда Тульского наместничества. В 1888 году купец Амвросий Прохоров открыл в Белеве производство слоеной пастилы из яблок сорта «Антоновка». С 1924 года Белев стал центром Белевского района.
В годы войны под Белевом шли ожесточенные бои. Здесь погибло более 12 тысяч человек. Город освободили в декабре 1941 года, но оккупация района продолжалась до 12 июля 1943 года. В 2015 году Белеву присвоено почетное звание «Город воинской доблести».
В городе живут 13 тысяч человек.
Основой экономики города и главным работодателем предстает завод «Трансмаш». Местные жители его называют «тормозной завод», потому что здесь производят в том числе тормозные цилиндры и другое оборудование для железнодорожного транспорта. Кустарно и промышленно в Белеве делают пастилу. В окрестностях города действуют фабрики сладостей, конкурирующие друг с другом.
Жертвами экономических реформ 90-х годов стали кирпичный завод, мебельная фабрика, завод стальных конструкций.
Из руин будут восстанавливать консервный завод. На экономическом форуме в Сочи подписали соглашение, по которому в производство потекут полумиллиардные инвестиции.
Монастырское место
Дорога на Белев лежит через поля и плодовые сады. Местные жители выращивают пшеницу, овес и яблоки для пастилы. На высоком холме над рекой возвышается Спасо-Преображенский мужской монастырь. Известно, что обительв плохом месте не поставят. Расположение монастыря в Белеве – полное тому подтверждение. Смешанные леса, золотые пашни и зеленые луга видны из окон церквей.
Первое подтвержденное письменное упоминание о Спасо-Преображенском монастыре датируется 1565 годом в связи с посещением святого места Иваном Грозным. В 1921 году монастырь был закрыт и долгое время разрушался. Некоторые помещения использовались под жилье. Сейчас монастырь комплексно реставрируют и снабжают современными коммуникациями. Не до всех уголков монастыря «дошли руки», но дело движется.
Жизнь города
На дорогах Белева встречаются грузовики, доверху наполненные навозом. Шлейф свежести органического удобрения тянется далеко вдоль улиц. Однако нет чувства брезгливости – только радость, что полевые работы в разгаре и посевы удобряют органикой, а не только химикатами. В разных частях города из кустов выглядывают покосившиеся домики с фирменными резными деревянными ставнями.
Городской краеведческий музей занимает историческое здание на улице Карла Маркса. Рядом – Дом детского творчества с девизом на двери «У нас тут классно!». Через дорогу - церковь Покрова Пресвятой Богородицы в плачевном состоянии.
Глубокое запустение площади Революции погружает зрителя в ностальгию по былому величию советского прошлого. Здание Белевского кооперативного техникума значительно обветшало. Местные жители говорят, что здесь скоро будет оборудован дополнительный цех по производству пастилы. Перед учебным заведением на постаменте «грустит» обветшалый бюст поэта Василия Жуковского, уроженца Белевского уезда, села Мишенское. Напротив него из-за густых кустов и ветвей деревьев виднеется памятник революционеру Сергею Кирову. Состояние монумента оказалось еще хуже.
Далее по улице следует бюст Александра Пушкина, а рядом с ним – фигура русалки в ветвях Дуба из произведения великого писателя «золотого века» русской литературы.
Современный центр Белева – это Октябрьская площадь. Здесь располагается здание администрации города, сквер имени 25-летия октября и военный Мемориал, совмещенный с памятниками воинам-интернационалистам, жертвам политических репрессий, пограничникам и белевцам-ликвидаторам аварии на Чернобыльской АЭС. Все памятники новые. Их расположение по кругу производит сильное впечатление. Рядом, недалеко от центра города, действуют кладбище и Троицкая церковь.
За забором кладбища, через дорогу, на стадионе «Локомотив» тренируются дети. Белевцы говорят, что местная футбольная команда хорошо выступает на первенствах и недавно на всероссийских соревнованиях заняла третье место. Спортивным достижениям детей не мешают ни разрушающийся спортзал, обитый снаружи оцинковкой, ни захламленная металлоломом хоккейная коробка.
Консервный завод
Расположенный рядом парк Консервного завода постигла та же судьба, что и сам завод – запустение и разруха. Корпуса завода занимают несколько гектаров земли в городе. Мрачные остовы элеватора и зданий цехов производят гнетущее впечатление.
«На восстановление консервного завода нам выделили 500 млн, - продемонстрировал свою информированность один из продавцов на городском рынке. - У меня вопрос: продукцию откуда будут брать, которую консервировать? В советские годы от нас эшелоны уходили: картофель сушеный, лук сушеный, морковь сушеная – все свое, с наших полей. У населения скупали на заготовку смородину, крыжовник, клубнику «Виктория», грибы. Все скупали и обрабатывали. Совхоз «Белевский» работал. Туда с тульского оружейного завода цехами работать ездили. Капусту отгружали, морковь, помидоры, огурцы. День и ночь работал консервный завод».
На улице Некрасова около завода, небогатой на асфальт и прочие «излишки» благоустройства, мы нашли примечательный деревянный сарай, явно служивший жильем бывшим владельцам на рубеже XIX– XX веков. Его почерневшие от времени стены украшают портреты русских военачальников, героев Крымской войны 1856-1858 гг. и пейзажи работы местных художников-любителей. Вспоминается пословица о том, что «не место красит человека, а человек место».
Белевская пастила – бренд и традиция
«60 лет назад, в моем детстве, я пробовал пастилу: по великому блату ее выдавали к Новому году по одной буханочке – вот это была пастила! Сейчас совсем ... [не та – прим.ред.]. – сетует наш собеседник. - Это бренд пастилы, а не настоящая пастила. У меня первый вопрос – где заводы пастилы сырье берут круглый год? В бочках привозят пюре из КНР, я думаю. Печей нет ни у кого на дровах. Только газовые, а это уже не то. Настоящая пастила делается из зрелой антоновки и в дровяных печах. А теперь делают и из клюквы, и из красного яблока. А чем прославилась пастила Прохорова? Пастилой из антоновки!»
На заводе пастилы работа кипит, на отсутствие заказов не жалуются. В цехах трудится много молодежи и женщин средних лет. Говорят, зарплата хорошая. Яблоки запекают в печи, затем делают пюре, которое смешивают с яичным белком, выстилают на большие противни и сушат в специальных сушильных комнатах. Готовые «коржи» промазывают такой же, но не сушеной смесью, и снова сушат. Последний этап – обрезка и упаковка – делаются вручную. В тех же цехах делают яблочный мармелад и зефир. Обрезки с коржей засушивают на сухарики и также расфасовывают.
Городской рынок в бывшей воинской части
Воинская часть в Белеве занимала военный городок: казармы, столовая, клуб, медпункт. Местные жители рассказывают, что здесь обитали 1200 человек. Уже три года, как на бывшем военном плацу расположилась торговая площадь, где продают бытовые товары, а в бывшей войсковой столовой функционирует продовольственный рынок.
«Молодежь у нас работает в Москве или в Калуге, - говорят торговцы. - Здесь есть только Тормозной завод [АО «Трансмаш» - прим. ред.] – там человек 800 работает. Молодежи сейчас надо сразу и много денег. Строить и работать никто не хочет. Как раньше старики наши восстанавливали страну после войны. А теперь всем надо сразу миллион, дорогую тачку и клопов давить [переписываться в чатах и играть на мобильных телефонах – прим. ред.]. До этого глава администрации был хороший – Ермаков Валентин Петрович. Сам жил в Туле на Красноармейском проспекте. Он в Белеве все делал: и дороги, и дома».
Недовольны посетители рынка местным состоянием здравоохранения:
«Большая больница наша бездействует, - говорят. - Врачей очень мало. Скоро она будет как медпункт. Роддома нет, ведь для людей какой стресс: вот моя жена поехала рожать куда-то в Щекино – это же все не то. Когда ведь рожаешь – в окно выглянула – муж стоит, приятно. Не каждый доедет до Щекино».
На тихих улицах города Белева гуляют мамы с маленькими детьми, по лавочкам сидят старики и вспоминают прошлое.
Проблемы города такие же, как и везде в районных центрах постсоветской эпохи, но в Белеве теплится надежда. На монастырь, на консервный и «тормозной» заводы и на Бога.