Из Алексинского уезда – в вечность: об экспедиции, завершившейся открытиями и смертью от горя

В 2019 году исполняется 620 лет существования в России рода Кондыревых. Его прекрасной представительницей является первая в мире женщина - полярница, участница Великой Северной экспедиции из тульского края Татьяна Фёдоровна Прончищева, урождённая Кондырева. 

Из Алексинского уезда – в вечность: об экспедиции, завершившейся открытиями и смертью от горя
фото: dnevniki.ykt.ru

Из гнезда Петрова

Год рождения будущей полярной путешественницы установлен приблизительно 1710-1713. Звали её Татьяна Кондырева. Появилась она на свет в селе Берёзово Алексинского уезда (ныне оно на территории Дубенского района) в семье стряпчего Фёдора Степановича Кондырева. Мелкопоместный дворянский род Кондыревых известен в тульском крае с 1563 года, когда Иван Грозный пожаловал Кондыревых землями в Алексинском уезде (в Тульском архиве сохранилась даже царская грамота). Кондыревы были в числе первых поселенцев Берёзова, возвели там Успенскую церковь (в путеводителе Архива дореволюционных фондов Тульской области части первой стр.404- 405 имеется запись: «Фонды церквей. Алексинский уезд (Ф. 256). Успенская Соборная церковь г. Алексина (…). Первое упоминание о церкви Успения Пресвятой Богородицы с пределом во имя Святого Алексия Московского относится к 1654г. В 1688г. на средства боярина Ивана Тимофеевича Кондырева и вдовы Татьяны Бутиковой построена новая церковь того же наименования. (…) О ликвидации смотреть историческую справку к фонду 1380 «Предтеченская церковь г.Алексина(…).»). 

В этой церкви крестили Татьяну Кондыреву. Отец Татьяны значился среди тех соратников Петра I, которые закладывали новую столицу России и строили первые верфи для молодого Балтийского флота. В 1712 году Пётр выделил Ф.С.Кондыреву земли на острове Котлин, куда после окончания Северной войны государь обязал многих дворян переселить своих домочадцев на новые земли. С 1721 их семья обитала рядом с крепостью Кронштадт, где Татьяна провела детство и впоследствии сблизилась со своим будущим мужем-гардемарином Василием Прончищевым(1702-1736г.г.). 

Кстати, их имения находились по соседству. В.Прончищев также был из мелкопоместной дворянской семьи и, по некоторым сведениям, даже состоял в дальнем родстве с Кондыревыми. Родился в селе Богимово Калужской губернии, что в 12 километрах от Алексина, то есть владения распространялись до тульской границы. 

Отец Татьяны умер рано. Её духовным воспитанием занималась мать – Василиса Петровна. Предположительно, именно от неё девочка могла слышать рассказы о доблестных предках, настоящих путешественниках, отправляющихся в дальние плавания защищать отечество от врагов. Попав под влияние этих заманчивых историй, она влюбилась в море и душа её рвалась в странствия. 

Ещё одно биографическое совпадение: Василий тоже рано потерял отца. 13-летним подростком был определён на учёбу в Московскую школу математических и навигационных наук, а по окончании - в Морскую академию Санкт- Петербурга. К 1732 году штурман В.В.Прончищев заслужил репутацию опытного Судоводителя. 

О взаимоотношениях Татьяны с Василием Прончищевым потомкам ничего не известно вплоть до их свадьбы, состоявшейся 20 мая 1733 года в одной из тульских деревень. 

Василий получил отпуск и провёл «медовый месяц» с женой на родине и в Москве. Они соединили судьбы по обоюдной очень большой любви. Образовалась прекрасная чета: она- стройная брюнетка небольшого роста с умными миндалевидными глазами; он - белокурый статный моряк, мужественный офицер гнезда Петрова. Безмятежное счастье длилось недолго: уже в июле они пустились в Великую Северую экспедицию XVIII века. 

Нужно отметить, молодая супруга не имела никаких препятствий со стороны родственников к отъезду. Найдена челобитная, в которой она писала, что мать и брат выдали её замуж за лейтенанта Василия Прончищева «по её воле» . В этих словах кроется большой смысл. Ведь, раньше девиц выдавали замуж зачастую независимо от их желания. 

Забегая вперёд, советские искатели присовокупили свидетельства состояния Т.Ф.Кондыревой- Прончищевой, в одной из поместных книг по городу Алексину наткнулись на челобитную от 28 февраля 1754 года. Написана она Анной Фёдоровой - дочерью Кондыревой. женою капрала лейб-гвардии Преображенского полка Василия Незнанова, где речь шла о просьбе Анны Незнановой разделить имение со своим братом . «(…) А ростовское недвижимое имение сокрестьяне ещё при жизни матери моей Василисы Петровны и брата моего Фёдора Фёдоровича Кондырева ими самими отдано в 1733 году в приданое за сестрою моею родною Татьяною Фёдоровой дочерью, морского флота лейтенанта Василия Прончищева женою…». 

Славная экспедиция. 

После смерти Императора Петра многие начинания были забыты, но организованная им Сибирская экспедиция под руководством капитан- командора Витуса Беринга была продолжена указом императрицы Анны Иоанновны. Задача- проложить Северный морской путь из Архангельска на Камчатку, в Японию и Америку; нанести на карту российское побережье Северного Ледовитого и Тихого океанов. 

В.В.Прончищев возглавил один из семи отрядов. Объектом его изучения определили территорию между реками Леной и Енисеем; предоставили парусно-гребное судно «Якуцк» с экипажем в сорок человек, где среди прочих были штурман Семён Челюскин и геодезист Никифор Чекин. Таким образом, вручённая инструкция предписывала дубель-шлюпу впервые обогнуть неведомый тогда Таймыр. 

Полтора года длился поход Прончищевых. Все лишения пути испытала на себе и Татьяна Фёдоровна. Женщина оказалась на судне незаконно, вопреки известной морской традиции. Взял ли её муж самовольно или с разрешения мягкого и уступчивого Беринга? Поскольку жена капитана участвовала в мероприятии не официально, то и в документах не отражалась. Как бы то ни было, 29 июня 1735 года арктическая инструментальная съёмка началась. Правда, из-за плохой погоды значительно удлиннился путь, продиктованный необходимостью огибания дельты Лены. Но вынужденное отклонение от маршрута обернулось в пользу науки: Василий нанёс на карту Ленскую дельту в её истинных очертаниях; произвёл промеры глубин, подготовил данные о наилучшем расположении фарватера. 

Преодолев трудности, их снова ждали испытания. Ударили морозы, пошёл снег. Такелаж обледенел, в корпусе судна открылась сильная течь, требовался серьёзный ремонт. 25 августа «Якутск» подошёл к устью реки, на правом берегу которой обнаружил небольшое селение - Усть - Оленёк, где капитан решил зимовать. 

Местные жители очень испугались нежданных гостей и спрятались в тундре. То, что оказалось не под силу суровым мужчинам, смогла сделать Татьяна Фёдоровна: она показала себя мудрой переговорщицей, к тому же сам факт присутствия её среди военных стал убедительным аргументом в пользу мирных намерений незнакомцев. Моряки построили для себя две избы из единственного строительного материала - плавника. Морозы крепчали. В отряде началась цинга. Сюда стали приезжать любопытствующие эвенки, якуты. Прончищев старательно собирал сведения о прибрежной полосе, о населяющих её народах, об ископаемых этого края, а Татьяна помогала ему вести записи. 

Не смотря на сложности их дальнейшего продвижения, в 1736 году многое удалось. На карту России уже было впервые в истории нанесено более пятисот километров новых, ранее неизвестных арктических территорий, а также российские моряки впервые достигли широты 77 градусов 29 минут. 

Цинга и нервное напряжение подтачивали силы Прончищева. На корабельном совете приняли решение возвращаться назад. 28 августа дубель - шлюп вошёл в Оленекский залив, но пройти к зимовью не смог. Превозмогая слабость, Прончищев спустился на ялбот и отправился к берегу в поисках пути для корабля. Переночевав в зимовье, утром вернулся на судно, с трудом взобрался на борт и потерял сознание. Жена не отходила от него, но помочь ничем не могла. В восемь часов вечера 29 августа Василий Прончищев, не приходя в себя, скончался. Штурман Челюскин записал в вахтенном журнале: “Сентября 4 дня 1736. Свезли на берег бывшаго лейтенанта Прончищева жену. В исходе 2 часа пополуночи лейтенанта Прончищева положили во гроб и свезли на берег…”; “Сентября 6 дня. Сего числа был вынос и погребение лейтенанта Прончищева, нашего командира… При погребении все унтер - офицеры и солдаты были в ружьё и амуниции…” Тело его покоится на высоком берегу мыса Тумуль. 

Не реагируя на уговоры и доводы членов команды, Татьяна отказывалась покинуть его могилу. Через две недели от невыносимой тоски и горя супруга оставила этот мир. Её похоронили рядом с мужем в изящных туфельках на высоком французском каблуке, словно воспоминание об уютной жизни, которую их хозяйка с радостью променяла на короткий миг счастья возле любимого. На деревянном кресте славянской вязью вырезали их имена. Могила Прончищевых по настоящее время охраняется как исторический памятник. А тогда в судовом журнале зафиксированы записи: «Сентября 12 дня. В начале сего 4 часа пополуночи бывшего командира дубеля-шлюпа «Якутск» волею божею жена его умре…»; «Сентября 13 дня. В исходе сего 10 часа пополуночи похоронили жену бывшаго нашего командира лейтенанта Прончищева…» 

Если бы не эти короткие строчки, мир не узнал об этой хрупкой, но героической, самоотверженной и преданной женщине. Её имя отсутствует даже в рапортах Беринга в Петербург. Сообщить об этом – значило вызвать расследование. Ведь она сопровождала мужа как частное лицо. 

Муза любви. 

С тех времён минуло более двух с половиной веков. В честь первопроходчицы названа большая бухта на Таймыре. Но до 1970 года Татьяну ошибочно называли Марией. Убедительную гипотезу по данному поводу высказал известный полярник и писатель Зиновий Каневский. Он предположил, что вначале военные гидрографы, решив увековечить память своей выдающейся соотечественницы , назвали её именем один из мысов на берегу бухты. Впоследствии от слова мыс осталась только буква «м», которую потом расшифровали как начальную букву имени Мария. А буква перекочевала уже в название самой бухты Марии Прончищевой. 

Поэтический образ юной Татьяны вдохновлял литераторов разных эпох. Она стала героиней легенд, стихотворений, романов, произведений живописи и скульптуры. Первое упоминание о жене Прончищева относится к 1758 году, когда в десяти номерах журнала «Сочинения и переводы, к пользе и увеселению служащие» был опубликован труд участника экспедиции , историка Г.Ф.Миллера «Описание морских путешествий по Ледовитому и Восточному морю с российской стороны учинённых». Автор, лично знавший Прончищева, писал о его жене , «которая из страстной к нему привязанности с ним путешествовала.» 

Открытие имени и биографии первой полярной путешественницы, уже в советский период, вызвало широкий общественный резонанс. Материалы о Прончищевых напечатали «Советская Россия», «Комсомольская правда» и другие центральные газеты, журнал «Вокруг света», альманах «Полярный круг.» На Мосфильме был снят и показан по телевидению документальный фильм «Потомкам для известия.» 

На Севере Прончищевых помнили всегда. Для полярников Татьяна - Мария служила образцом женского милосердия, человечности, любви. 

СПРАВКА МК В ТУЛЕ

Позже появились сведения, что Василия Прончищева скосила не цинга. Недавняя медицинская экспертиза по исследованию останков путешественников установила диагноз: жировая эмболия, появившаяся в результате открытого перелома большой берцовой кости левой ноги. От чего скончалась Татьяна, доподлинно не известно. Экспертиза показала воспаление среднего уха, следствием могла стать пневмония. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру