Найти социофоба
8.30 утра. Оптимальное время, чтобы застать «клиента» - это до начала рабочего дня или после 18.00. И, по закону, не позже 22.00 в будни или 20.00 - в выходные. Мы с Александром, пока безуспешно, попытаемся найти должника – жительницу квартиры в девятиэтажке на ул. Братьев Жабровых в Туле. Дверь не открыли, соседи сказали, что здесь никто не живет. Едем на улицу Санаторную в тульское Мясново. По дороге Александр рисует портрет своих типичных клиентов:
"Самое сложное - это встретиться с человеком. Наши клиенты - люди очень замкнутые, они избегают общения не только с нами, со всем миром. Вот представьте себе. Мужичок-работяга. Где-то на заводе трудится, иногда выпивает. Дочка у него растет. Или сын. И вот однажды он решается на крупную покупку - телевизор. Тысяч за 50. Поначалу платит ровно. Потом что-то случается, у нас в стране всегда что-то случается: кризис или человек работу теряет. Или заболеет кто-то. Идут первые просрочки. Он перекредитовывается. Снова платит. Потом еще один кредит. Возможностей платить нет. Телевизор сломался давно. Жена пилит. Мужичок начинает пить. Жизнь у него все хуже и он чувствует, и не без причины, что все его обманули", - рассказывает Александр.
По словам Александра, такие люди окончательно замыкаются в себе. Задача коллектора - встретиться с должником, пробиться через все "убирайтесь вон" и сделать человеку предложение, от которого «трудно отказаться».
Непаханное поле миллиардной просрочки
По данным тульского отделения ГУ Банка России по ЦФО, в прошлом году в регионе туляки просрочили кредитов на сумму примерно 7,6 млрд рублей. Для сравнения, расходы Тулы в прошлом году (с зарплатами бюджетникам, ремонтом дорог, благоустройством и сотнями других позиций) уложились в 16.4 миллиарда.
За первый квартал 2019 года жители Тульской области получили в банках кредитов на сумму 28 млрд рублей. Это на 21,3% больше, чем годом ранее, сообщает отделение по Тульской области ГУ Банка России по ЦФО.
Какую-то часть этой просрочки - по потребительским и микро-кредитам, по ипотеке и финансированию бизнеса - банки пытаются взыскать самостоятельно. Но когда платежи не поступают годами, то долги клиентов переуступаются другим компаниям – в том числе коллекторским агентствам.
После того, как агентство выкупило цессионный долг, на него перестают начисляться проценты и пени. Находясь, по сути, в уникальной правовой нише, коллекторы могут сделать то, что не сделает никто: они могут сделать «скидку» на долг до 50%, а на оставшуюся сумму по согласованию с должником утвердить график ежемесячных платежей. Например, сумма долга в 100000 практически сразу может быть уменьшена до 50 тысяч рублей, которые можно выплачивать небольшими суммами несколько лет.
«Мы будем пытаться уйти от слов «взыскание», «коллектор», - рассказывает Константин Ерофеев, директор региональной сети «Первого Коллекторского бюро». - По сути, это рефинансирование. Мы оцениваем финансовые возможности должника, подходим индивидуально. И, главное, после финального платежа с клиента снимаются все обременения, которые влечет за собой просроченный долг».
Случаи, когда клиенты отказываются платить вообще, тоже бывают. Тогда процесс занимает дольше времени, но заканчивается примерно одинаково: коллекторы подают на должника в суд (даже если сумма небольшая), и уже судебные приставы на основании решения суда арестовывают имущество и счета должника, а также могут наложить запрет на выезд за границу
Квази-, анти- и просто коллекторы
Требовать долг с человека могут чуть ли не десятки организаций. Во-первых — сами банки и микрофинансовые конторки (опустим те случаи, когда деньги заимствуются у друзей, и потом звонят вообще непонятные люди, включая криминальных личностей). Сотрудники конторок «300 рублей до получки» не стесняются в выражениях, звонят по ночам, открыто угрожают. Во-вторых, приставы. Эти не угрожают, работают в рамках закона, и если найдут у вас хоть какое-то ценное имущество, опишут и заберут. В-третьих, могут названивать и предлагать услуги анти-коллекторы. Они за серьезные деньги представят интересы должника в суде, который может признать гражданина банкротом. Но после такой процедуры человек лишается ряда прав, доступных всем остальным россиянам.
И лишь, в-четвертых, позвонят коллекторы. Их деятельность сегодня регламентируется массой законов. Прописано, сколько раз и в какое время они могут беспокоить должника. Разговора с клиентом всегда записывается во избежание давления и угроз со стороны коллектора. Сумму долга коллектор не имеет права называть никому — кроме самого должника.
«Нам пришлось очень серьезно вложиться, чтобы соблюдать требование закона, - продолжает Константин Ерофеев.- Мы разработали специальное мобильное приложение на смартфон, которое фиксирует запись разговоров».
Константин с рассказывает, что сеть его организации в стране выросла за последние несколько лет с 350 до 1700 сотрудников. Растущая просрочка по долгам туляков потребовала расширения и тульского офиса — теперь одна его часть работает по должникам Тулы, вторая — по районам Тульской области.
Как не встречаться с коллекторами никогда
Причина, почему бизнес коллекторов успешно развивается — повальная и вопиющая финансовая безграмотность населения. Александр Ляшенко сходу называет «тонкие места», где финансовое благополучие неизбежно рвется.
Во-первых, когда ежемесячные платежи превышают 20% дохода человека.
«Люди не могут и не хотят планировать свои расходы. Вот прихожу я согласовывать ежемесячные платежи. Спрашиваю: сколько вы можете платить в месяц? Мне ответ — 10 тысяч. Хорошо, говорю. А сколько у вас зарплата? 20000? а за квартиру сколько платите? 8000? А на еду, детский сад, маме на лекарства? И, выходит, человек может платить в месяц не более 1000 рублей. Что ж, на такую сумму и оформляем платежи.»
Во-вторых, когда человек берет кредит «не для себя».
«Это просто уму не постижимо. На каждые 10 просроченных кредитов таких историй, как минимум две. Брал для друга, жены, подруги. Думал, что они платят. А они-то не платили. Приходишь к такой «должнице поневоле», а она - я своему мужу брала, он подлец, и дел его я не знаю. А на ней долг миллион», - продолжает Александр.
В-третьих, чрезвычайные обстоятельства. Вроде было у человека все неплохо — работа, здоровье. А тут вдруг все начинает валиться — машину разбил, родственник заболел, не до платежей за айфон, который когда-то в кредит брал… А потом, в довершение кома проблем, просроченный долг, и все вытекающие отсюда обременения.
… За кратким финансовым ликбезом до Санаторной улицы в Мясново доезжаем незаметно. Также девятиэтажка, также закрытая дверь. Отзывается лишь соседка. На вопрос, проживает ли искомая женщина по адресу прописки, соседка нетрезво хохочет: «Вот уж не думала, что за ней придут! Знаете, она такая тихая. Дочка у нее есть. Ну так ни дочки, ни ее давно уже не вижу. Нелюдимые они».