Малоизвестные факты: как тульские промышленники «вымаливали» у императора железную дорогу

Произошло это 155 лет назад посредством Просительного письма тульских помещиков, фабрикантов, купцов на имя Павла Петровича Мельникова, главноуправляющего путями сообщения.

Малоизвестные факты: как тульские промышленники «вымаливали» у императора железную дорогу
Тула: Курский – ныне Московский – железнодорожный вокзал, построенный в 1867 году (фото 1912 года)

Во второй половине XIX века промышленники Тульской губернии оказались в сложной ситуации. Говоря современным языком, производители фактически потеряли возможности для внутреннего экспорта своих товаров. А имеющиеся настолько устарели, что сами авторы письма называли их «первобытными». Отметим, в XIX – начале XX века темпы и масштабы развития промышленности в городах практически полностью зависели от близости железной дороги. 

«Полнейшее смятение среди помещиков Тульской губернии вызвал слух о проведении железной дороги от Москвы в Крым через Калугу на Орёл, минуя Тулу. Такой маршрут строительства нанёс бы тяжёлый удар по хозяйству Тульской губернии. Тульских купцов можно понять: чтобы перевезти 20000 пудов груза (320 тонн), нужно было 1000 телег, 2000 лошадей и 500 извозчиков! А по железной дороге тот же груз можно перевезти всего в 30 вагонах при наличии 10 рабочих. Водные ресурсы помогали слабо – реки всё больше мелели», - сообщает писатель Елена Серегина в своих краеведческих очерках «Преображение временем». 

В имперской России одним из первых экономическую целесообразность развития единой сети железных дорог обосновал Павел Петрович Мельников. Он 30 августа 1863 года был назначен главноуправляющим путями сообщения и публичными зданиями. А уже 22 февраля 1864 года промышленники Тульской губернии направили на его имя «Обращение Тульского губернского дворянского депутатского собрания на Высочайшее имя “Об устройстве железной дороги через Тульскую губернию”». 

Государственный архив Тульской области сохранил историческое письмо:  

«Тяжкое, чтобы не сказать бедственное, положение земледельческой промышленности в нашей Тульской Губернии вынуждает нас обращаться к Вам со следующей покорнейшей просьбой. Вашему Высокопревосходительству известно, что земледелие составляет главный источник доходов и, следовательно, жизни народонаселения нашего края. Меру же и значение выгод, приносимых каждой промышленностью, устанавливают и определяют главнейшие условия спроса и затем – лёгкости сбыта требуемых произведений. До сих пор большая часть спросов на хлеб – как в нашу, так и в орловскую и другие соседние губернии – поступало из Москвы. 

Доставка хлеба производилась нами санным путем; этот первобытныий способ сообщения хотя сравнительно лучше колесного, но всё же представляет громадные неудобства», - написали тульские просители, особо обратив внимание на то, что не в силах выдерживать конкуренцию и сдерживать цены. Когда все губернии направляли свои хлеба в столицу таким способом, была одна экономическая ситуация, но с прокладкой железной дороги через определенные губернии последние смогли существенно удешевить свою продукцию.

«По сим изложенных оснований, мы решаемся утрудить Ваше Высокопревосходительство покорнейшей просьбой: представить наше трудное положение на милостевое воззрение Государя Императора», - говорится в письме.

Ответ в адрес начальника Тульской губернии пришел уже в мае того же 1864 года: «Правительство озабочивается сооружением просимой ими дороги» на казенные средства.

Одновременно сообщалось, что ответственным необходимо «войти в соглашение с владельцами частных земель и имущества, подлежащих к отчуждению на этом участке, о мере желаемого ими вознаграждения за оныя, с тем, что если объявленные ими цены окажутся умеренными и выгодными для казны, то, по уплате владельцам следующих за имущество денег, немедленно приступать к работам; в противном же случае сообщать Оценочным Комиссиям для определения меры вознаграждения владельцев посредством законной оценки имуществ»

«Тульские помещики добились проведения дороги через Тулу, ведь в их руках оказался главный козырь: обеспечение дороги дешёвым топливом – к тому времени уже были открыты богатые залежи каменного угля в Туле и уездах. 4-го ноября 1867 года «Тульские губернские ведомости» известили публику о скором открытии железнодорожного движения между Москвой и Тулой, напечатали первое расписание. Поездов тогда ходило мало: четыре пассажирских и три рабочих», - пишет Елена Серегина в своем историко-краеведческом издании. 

Интересные факты о русской железной дороге. 

-До строительства железной дороги в России "сухопутным извозчиком" был каждый восьмидесятый гражданин.
- В первые годы существования железных дорог поезда ходили без «верха» – иначе нельзя было наблюдать за машиной.  

- Большие, широкие дымовые трубы, деревянные вагоны для машинистов, керосиновые фонари – такими были пассажирские поезда. Они могли отапливаться углём, мазутом, дровами и торфом. 

- В толстовские времена существовали вагоны «бизнес-класса», выкрашиваемые в соответствующие цвета. Синие вагоны с бархатными креслами, в которых ездили особо респектабельные персоны, принадлежали первому классу, жёлтые – второму, зелёные – третьему. 

- Первые билеты на поезд были из из латуни. Закончив поездку, пассажир при выходе из вагона сдавал жетон проводнику, и билет этот вновь пускался в оборот. Бумажные железнодорожные билеты появились значительно позже. 

По материалам историко-краеведческих очерков Елены Серегиной «Преображение временем». 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру