«За гаденыша ответишь»: как мы уничтожаем профессию учителя

А главное молчит профессиональное сообщество.

«За гаденыша ответишь»: как мы уничтожаем профессию учителя

То, что последнее время происходит в тульском информационном пространстве отдаленно напоминает эффект Вернера в образовании. Чтобы уничтожить репутацию учителя, достаточно снять/смонтировать видео и слить его в Интернет. Дальше соцсети и СМИ сделают свое дело. И даже не нужно копаться в причинах, разговаривать с учителем, интересоваться мнением коллег-педагогов. Есть «общественный резонанс», и больше, как оказалось, не нужно ничего.

Два тульских учителя с минимальным временным промежутком стали «героями» информационных сводок. Их «главные роли» в секундных роликах в «жанре драма» продолжают набирать просмотры и комментарии. На одном из них педагог с большим стажем подняла на ученика руку – поддала линейкой по спине, сопроводив действо словом «гаденыш»; на другом – мужчина в годах в схватке со вчерашним первоклассником пытается отобрать у последнего смартфон. При этом «оператор» за кадром громко визжит.

Подобнее об этом в материалах: Учительницу из Новомосковска, уволенную за удар школьника линейкой, защищают ее ученики

Тульские власти прокомментировали видео драки учителя с учеником

Реакция последовала молниеносно: внутреннее расследование управления образования, проверка следователей и прокуратуры (они в этих ситуациях не могут не реагировать), параллельно - нарастание «критической» массы из комментариев. Первый инцидент закончился увольнением опытного учителя. Второй, судя по всему, закончится тем же.

Что это? Почему соцсети получили право ставить на карьерах учителей жирный крест? Почему ученики опускаются до оскорблений, угроз и шантажа, а учителя скатываются в непозволительное рукоприкладство.

Ответы на вопросы редакция искала в профессиональном учительском сообществе, в профсоюзе работников образования, в учебных заведениях, готовящих педагогов. Оперативно (на момент публикации статьи) официальную позицию мы не услышали. Вернее, услышали единообразные фразы – мы должностные лица, поэтому все свои комментарии предварительно согласовываем с управлением образования. Т.е. – с чиновниками, чтобы было понятнее. Словом, профессионал, посвятивший делу почти всю жизнь, высказывая иную точку зрения, опасается больше любимую работу не увидеть.

Единицы согласились высказаться анонимно. Приведем фрагмент беседы с руководителем одного из учреждений.

- Почему вдруг в конфликтах, подобных тульским, крайним в итоге непременно оказывается учитель?

- Не собираюсь оправдывать честь мундира – учитель должен оставаться учителем в любой ситуации. Агрессия в школах действительно нарастает и причин тому несколько. Все эти истории с гонкой за результатами ЕГЭ, выставлением рамок в школах, отсутствием рычагов воздействия на учеников, сидящих в своих телефонах – все это усиливает напряжение и настраивает «всех против всех». Дети знают, что педагог бессилен, поэтому позволяют себе провоцировать учителей, оскорблять их, шуметь. 

-  А потом школы превращаются в осаждаемые крепости…

- Это факт. СМИ некогда или незачем разбираться в деталях, надо быстрее выдать сенсацию публике. Мы не знаем, что произошло за закрытой дверью класса, но видим в Интернете фрагмент «острого» видео, а если еще и громкий заголовок, то все – «маховик» запущен. Любые воспитательные моменты можно преподать как насилие над ребенком.

- Вы затронули тему воспитания. Может быть проблема срывов педагогов и в том, что многие так и не смогли принять, что образование – это просто услуга, и продолжают заниматься воспитанием?

- В том числе. Но на лицо и обратный процесс: все больше родителей уверены, что учителя для их детей – обслуживающий персонал. Некоторые допускают приказной тон в общении с педагогом. И вот уже учитель вынужден оправдываться перед родителями, которым он чем-то не угодил. И такое поведение легко может скопировать и ребенок.

Вот уже свыше 30 лет в тульской глубинке трудится педагог Александр Сутормин. Учитель русского языка и литературы в самом начале 90-х на всю страну прославил родную деревню Поповку Чернского района Тульской области, став первым победителем Всесоюзного конкурса «Учитель года».

Александр Евгеньевич посмотрел резонансные интернет-ролики. И титулованному педагогу нашлось, что сказать.

«Я знаю характер детей, они могут подставлять взрослых, но и учителя, конечно, небезгрешны. Я за 25 лет работы завучем всегда говорил – в конфликте виноваты оба. Эту деликатную проблему [конфликт учителя с учеником] надо решать по-мирному, по-хорошему, иначе плохо будет и ребенку, и педагогу.

К сожалению, мы сейчас поставлены в такие жесткие условия, что при всех красивых словах стандартов образования в старших классах мы занимаемся натаскивание детей на ЕГЭ, на ОГЭ, а дети не всегда хотят учиться, часто ходят на занятия из-под палки, сидят в своих смартфонах.

Это общая проблема, тема очень болезненная. И мне очень грустно, что СМИ, не разобравшись, раздувают эти инциденты. Теряется уважение к учителям. Если мы хотим сохранить авторитет учителей, то повторюсь, деликатную проблему надо решать иначе. Если ребенок перестанет уважать учителя, он перестанет уважать всех», - отметил Александр Сутормин.

Получается, проводники доброго и, без сомнения, вечного сегодня зажаты требованиями и несвободны в высказываниях. Потому молчаливы. Но редакция не теряет надежду, что профессиональное сообщество все же выскажет свою позицию. Пока же «настроения» диктуют соцсети. И настроения эти по большей части нерадужные.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру