В местах скопления археологических находок в районе села Судбищи Орловской области проводятся исследования почв. Ученые пытаются поймать границы леса и степи, чтобы создать карту реконструкции Судбищенской битвы и сопоставить с ней описанные в летописях события 24-25 июня 1555 года. К разработанной для Куликова поля в 1980-х годах XX века комплексной методике добавился новый анализ – антракологический.
Этим летом на месте Судбищенской битвы вместе с археологическими отрядами Института археологии РАН и Государственного музея-заповедника «Куликово поле» работают ведущий палеопочвовед России – доктор географических наук, научный сотрудник Института географии Российской академии наук и Института природного наследия Министерства культуры России Александр Александровский и кандидат географических наук, заведующая отделом природы Государственного музея-заповедника «Куликово поле» Ольга Бурова. Задача ученых - реконструировать исторический ландшафт XVI века, чтобы вписать в него ключевые этапы Судбищенского сражения 24-25 июня 1555 года.
Для определения расположения исторических лесных и степных сообществ исследователям необходимо заложить и описать серию почвенных разрезов, или, как говорят ученые, катен. Катены и почвенные разрезы закладывают на типичных в данной местности элементах рельефа. Это днища балок, склоны балок, водоразделы и другие. Особенно тщательно почвоведы исследуют участки скопления археологических находок.
По данным палеогеографов, в районе Судбищ в XVI веке господствовала лесостепь. На разных элементах рельефа равноправно присутствовали степные и лесные ландшафты. Под степью формировались черноземы, а под лесами – серые лесные почвы. Ареалы этих почв, несмотря на интенсивное хозяйственное освоение, оставались относительно стабильными на протяжении нескольких веков, вплоть до наших дней. Именно они сейчас являются объектом изучения палеогеографов и пространственным ориентиром для реконструкции исторического ландшафта, в котором разворачивались события Судбищенского сражения.
В этом полевом сезоне заложены 3 катены и 1 разрез на Муравском шляхе. На каждой катене – 5 или 6 шурфов. «Количество почвенных шурфов зависит от рельефа, - объясняет кандидат географических наук Ольга Валентиновна Бурова, – иногда приходится увеличивать количество шурфов, иногда только два сделать. Если нужно «поймать» границу лесной и степной почв, то между двумя разрезами нужно сделать еще один для уточнения».
Ученые детально описывают профили почвенных разрезов. У степной и лесной почв они разные. Профиль чернозема составляет мощный темный гумусовый слой. Снизу его дополняет светло-палевый или охристый карбонатный горизонт – это соли и минералы кальция, которые накапливались в процессе почвообразований. В черноземе много крупных кротовин, большинство которых прокопали слепыши. Лесные почвы - белесо-серые. Слой питательного гумуса здесь гораздо тоньше, он активно вымывается. Зато в нижних слоях отмытые белые глинистые материалы накапливаются, образуя характерный для лесных почв белесоватый горизонт. Карбонаты здесь обычно встречаются, но на значительно большей глубине.
Из каждого шурфа ученые берут навесок почвы примерно в 2 килограмма. Затем их промоют и подготовят по специальной технологии. Эти образцы, содержащие споры, пыльцу, фитолиты, угли и будут рассматривать под микроскопом и анализировать палеоботаники. Полученные данные позволят судить об экологии и климате в прошлые века, растениях, обитавших на исследуемой территории.
«Каждый из этих аналитических методов известен, - уверяет доктор географических наук Александр Леонтьевич Александровский, - но в комплексе, для целей реконструкции исторического ландшафта XIV века, они были использованы на Куликовом поле».
При изучении поля Судбищенской битвы к разработанной в 1980-х годах XX века комплексной методике добавился новый анализ – антракологический. Сегодня ученые по следам угольной пыли от сгоревших лесов, сохранившейся в антропогенно измененных почвах, могут не только диагностировать присутствие леса в ту или иную эпоху, но и определить его возраст и даже видовой состав произраставших в нем деревьев.
«Антракология активно развивается в последние годы. Поймать леса в лесостепи с помощью микроскопических скоплений углей - вы при рождении нового, небольшого, но подхода!» - говорит коллегам доктор географических наук Александр Леонтьевич Александровский.
Новый антракологический метод поможет исследователям в описании и диагностировании почв. Проблема в том, что свойства серых лесных почв на протяжении веков после Судбищенского сражения были изменены под воздействием антропогенного фактора - многовековой распашки. Поэтому в некоторых шурфах следы пребывания леса распознать достаточно сложно. Также затрудняет интерпретацию почв погода – дожди, высокая влажность, освещенность. С этой проблемой на месте Судбищенской битвы ученые столкнулись в прошлом году. Во время проводимых в октябре исследований признаки серых лесных почвы в районе Судбищ были видны слабо. Поэтому было принято решение провести исследования еще и летом.
Палеопочвенные исследования помогут составить карту реконструкции Судбищенской битвы. Сегодня в распоряжении археологов и историков – План генерального межевания, созданный в XIX веке. Однако в рамках той огромной работы многие владения помещиков, леса и пашни наносились на карту условно, со слов. Полевые исследования помогут реконструировать ландшафт XVI века более точно.
Еще больше интересного здесь.