Как грабители прошлого тульским ученым помогли в настоящем

На прошлой неделе Тульская археологическая экспедиция завершила разведку на месте одного из шлюзов Иванозерской гидросистемы, построенной при Петре I. Ученые Государственного музея-заповедника «Куликово поле» в разрезе глубиной 2 метра обнаружили остатки дерева и ровные известняковые блоки, размером 80 см на 40 и на 40 сантиметров. Раскоп посетил ведущий научный сотрудник института истории, естествознания и техники Российской Академии наук Игорь Юркин. Признанный эксперт истории Демидовых и исследователь трудов Ломоносова пришел в абсолютный восторг от увиденного. Он признался, что одно дело — смотреть на остатки канала, заплывшие землей — и совсем другое видеть его «в разрезе».

Так чем же значимы для ученых  и Тульского края  - да и всей России, - эти несколько блоков?  «МК в Туле» выяснил у руководителя экспедиции.   

Как грабители прошлого тульским ученым помогли в настоящем
Фото: Государственный музей-заповедник "Куликово Поле"

Как мародеры государственным имуществом торговали

Невероятно, но факт: грандиознейшая стройка XVIII века, первый опыт строения рукотворной судоходной системы в России в документах почти не сохранился. Почти четверть века 35 тысяч человек, крепостные крестьяне и пленные шведы, трудились, чтобы дать Российской империи то, в чем она остро нуждалась — выход к морю. Однако, за давностью лет, известно о системе построенных каналов и шлюзов ничтожно мало. Расстояние — примерно 260 верст, от Тулы до границы региона с Липецкой областью. Количество шлюзов — 33. Но где они располагались? Как возводились? Из чего? На поиски информации у тульских ученых ушли годы пеших походов по местам предполагаемого канала, сплавов по рекам, сидения в архивах. Одной из первых удач Андрей Наумов, руководитель экспедиции,  назвал находку документа 1786 года.

Его, по приказу Екатерины II, сделали землемеры, три года готовившие описание владений для незаконнорожденного сына императрицы. Сильно пострадавший от времени план Спасской волости, тем не менее, дал ученым точную схему канала и шлюзов.

Фото: Государственный музей-заповедник "Куликово Поле"

«Помогли нам, как ни странно, древние мародеры. Когда стройка была заброшена, ушлые дельцы брали в аренду земли вдоль канала, и «добывали» на нем первосортные стройматериалы: пиленый блоками известняк, мореный дуб… Расхищение государственного имущества шло в таких масштабах, что по ямам, оставленным тогдашними «бизнесменами», мы тоже можем воссоздать часть гидрологической системы, понять ее алгоритм», - рассказывает Наумов, заместитель директора государственного музея-заповедника «Куликово поле» по науке, кандидат исторических наук.

Затем последовала геомагнитная разведка, предварительное бурение. И вот — кульминация поисков. «Это праздник для нас!», - не скрывает научной радости Андрей Николаевич, - «Мы не только нашли точное место шлюза возле деревни Дубовое, но и остатки сооружения. Их отправят на экспозицию в Епифань во вновь создаваемое музейное пространство в доме купцов Пучковых».

Как стройка века стала эпическим провалом

Несмотря на небывалое напряжение государственных, экономических и человеческих сил, Иванозерский канал не стал для страны тем, чем должен был стать. Все оказалось напрасным. В художественной книге «Епифанские шлюзы» Андрей Платонов пишет, что причиной стало повреждение водоносных слоев — и нехватка воды в канале. К этой причине добавилась и еще одна, весомая политическая проблема.

Фото: Государственный музей-заповедник "Куликово Поле"

«Как вы можете помнить из уроков истории, Петр I любил все делать сам. Сам бороды брил, зубы рвал. Сам руководством канала руководил — как минимум три раза сюда приезжал. Мы нашли любопытные воспоминания современников, как во время одного из визитов он дегустировал местный квас и «ружьем в саду забавлялся», - делится любопытными фактами археолог, и вспоминает, что как-то под Иваньково, императорский обоз заблудился...

Сам царь и возглавил военный Прутский поход в Молдавию против турков. Взял жену, обоз… Однако, все пошло не так. Обещанной поддержки от местного населения не было, царь попал в окружение… Точно даже и неизвестно, как он потом оттуда выбрался. "Говорят,  переговорам жена Петра помогла. Тем не менее, условия перемирия с турками были унизительные и тяжелейшие. Турции отошли завоёванный в 1696 году Азов и побережье Азовского моря, недостроенная флотилия. Все то, ради чего строился канал через Тульскую область. Плыть стало некуда", - рассказывает Андрей Наумов.

Траурный марш паровозного свистка

Императорский дом периодически вспоминал о Петровской затее. Екатерина II снарядила экспедицию, и повелела узнать, можно ли оживить канал. По результатам описания  разворованных шлюзов, умная  женщина решила не тратить деньги на сложное восстановление.

В начале XIX века Александр I заинтересовался каналом вновь. Ученые того времени вроде даже нашли какой-то способ наполнить Дон водой, за счет перераспределения воды из соседних рек и ручьев.

«Были проведены, выражаясь современным языком, государственные тендеры. Победили, те, кто  люто демпинговал. А потом экономили на материалах, качестве… так что первые отремонтированные шлюзы потекли.  Далее война 1812 года. И о шлюзах вновь забыли», - продолжает рассказ Андрей Наумов.

Последний раз на шлюзы обратил внимание Николай I. Но, вскоре, по проекту Петра прозвучал похоронный марш — первый паровозный гудок. Железнодорожное сообщение пришло на смену водному. И канал был забыт окончательно. Настолько окончательно, что ученым XXI века потребовалось 11 лет, чтобы найти какие-то его остатки.

Фото: Государственный музей-заповедник "Куликово Поле"

Не Кремлем и Засекой единой…

«В будущем году Тульская область отметит 500-летие Тульского кремля, и основание Засечной черты. Но это не единственный грандиозный юбилей в недалеком будущем. В 2021 году исполнится 350 лет со дня рождения Петра I, человека, навсегда изменившего судьбу и России в целом, и Тульской области в частности», - завершает рассказ Андрей Николаевич.

А исследования шлюзов будут продолжены. Ученые надеются в следующем году расширить раскопки, изучить современными методами взятые образцы цемента и древесины. А уже в конце этого года музей-заповедник «Куликово поле» выпустит книгу Игоря Юркина «Водный тракт Куликова поля», рассказывающую об уникальном проекте — строительстве Ивановского канала, чей первый шлюз находился под Тулой, на реке Упе. 

Фото и видео предоставлены Государственным музеем-заповедником "Куликово Поле"

В Тульской области идут раскопки петровских шлюзов

Смотрите видео по теме

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру