Новый состав ЦИК России и расширение полномочий: к чему готовиться политтехнологам

Электоральный сезон 2021 начинается с обновленного состава Центризбиркома и усиления его роли в политической жизни страны. Согласно недавно принятым законам и законопроектам, рассматриваемым в Госдуме, ЦИК РФ наделяется новыми полномочиями по структурированию и контролю предвыборных кампаний.

Новый состав ЦИК России и расширение полномочий: к чему готовиться политтехнологам
Карикатура Алексея Меринова

Новый состав ЦИК России

Состав Центризбиркома обновляется каждые пять лет. Иногда существенно, иногда нет. На этот раз ротация составила 50% - в новый состав комиссии переназначили 7 из 15 членов ЦИК. В соответствии с действующим законодательством, ЦИК РФ состоит из 15 членов, из которых пять человек назначаются Президентом РФ, пять – Советом Федерации и ещё пять – Государственной Думой. Таким образом, в новый состав Центризбиркома 2021-2026 годов вошли:

По квоте Президента:

  • Элла Памфилова – председатель ЦИК России прошлого созыва;
  • Павел Андреев – глава аппарата Общественной палаты РФ;
  • Наталья Бударина – главный советник департамента по взаимодействию с Федеральным Собранием РФ Управления Президента РФ по внутренней политике;
  • Андрей Шутов - декан факультета политологии МГУ имени М. В. Ломоносова
  • Игорь Борисов - член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека

По квоте Совета Федерации:

  • Николай Булаев - заместитель Председателя ЦИК РФ прошлого созыва;
  • Евгений Шевченко - член ЦИК РФ с правом решающего голоса прошлого созыва;
  • Борис Эбзеев - член ЦИК РФ с правом решающего голоса прошлого созыва;
  • Людмила Маркина - председатель Избирательной комиссии Орловской области;
  • Эльмира Хаймурзина - глава городского округа Красногорск Московской области.

По квоте Государственной Думы:

  • Антон Лопатин - член ЦИК РФ с правом решающего голоса прошлого созыва
  • Константин Мазуревский - заместитель руководителя, руководитель аппарата фракции Всероссийской политической партии «Единая Россия» в Государственной Думе Аппарата Госдумы Федерального Собрания РФ;
  • Евгений Колюшин - член ЦИК РФ с правом решающего голоса прошлого созыва;
  • Александр Курдюмов - депутат Госдумы Федерального Собрания РФ седьмого созыва;
  • Николай Левичев - член ЦИК РФ с правом решающего голоса прошлого созыва.

29 марта 2021 года на первом заседании Центризбиркома нового созыва Председателем была избрана Элла Памфилова. Что было вполне ожидаемо. Должность заместителя Председателя сохранил Николай Булаев, а секретарём комиссии стала Наталья Бударина. Учитывая тот факт, что избирательное законодательство активно меняется в последние месяцы и Центризбирком наделяется новыми функциями и полномочиями, достаточно интересным будет распределение обязанностей между членами ЦИК РФ, которое будет утверждено к концу апреля.

Новые функции и полномочия ЦИК России

В соответствии с законопроектом № 1057340-7, принятым Госдумой в окончательном третьем чтении, на законодательном уровне ЦИК России получает право отзывать членов региональных избирательных комиссий, включая их председателей, назначенных по квоте Центризбиркома, в связи с утратой доверия или плохой работой. Согласно новации - вместе с мотивированным представлением ЦИК о досрочном прекращении полномочий члена облизбиркома должно быть внесено предложение новой кандидатуры в члены комиссии, иначе оно не подлежит рассмотрению. При этом отозвать члена избирательной комиссии нельзя будет в первый год его полномочий, а также во время избирательных кампаний. Эксперты отмечают, что во многом данная инициатива связана с тем, что облизбиркомы в своих действиях ориентированы на губернаторов и выполняют задачи, поставленные региональной властью. Теперь ЦИК России сможет корректировать этот процесс.

Согласно ещё одной законодательной инициативе Центризбирком может позволить избирательным комиссиям субъектов РФ сокращать информацию о кандидатах в бюллетене для голосования, если в него внесли более 10 кандидатов или списков кандидатов в депутаты. То есть, если на выборах при голосовании за списки кандидатов в бюллетень внесли более 10 зарегистрированных партсписков, то региональный избирком по согласованию с ЦИК России получает право не указывать в бюллетене фамилии, имена и отчества кандидатов. Данная информация будет размещаться в специальном информационном материале и на информационных стендах, размещенных в помещении УИК. При голосовании за кандидатов, при условии, что в бюллетень будет внесено более 10 кандидатов, в бюллетене можно будет не размещать информацию об основном месте работы и не указывать, что он является депутатом, но работает на непостоянной основе. Подобные новвоведения могут привести к тому, что партии реже станут включать в свои списки ЛОМов (известных людей) и чаще привлекать их в качестве доверенных лиц, а не кандидатов. В одномандатных округах может увеличиться использование технологии «двойники».

Также внесены поправки в избирательное законодательство, которые позволяют УИКам использовать не один, а два переносных ящика, которые могут быть дополнительно использованы при голосовании вне помещений. Это обстоятельство надо будет учесть политическим партиям и кандидатам в депутаты при подготовке своих наблюдателей и, в принципе, увеличивать их количество.

В соответствии с изменениями в закон «О полиции» избирательные комиссии наделяются правом запросить в полиции данные о всех судимостях кандидатов в депутаты и о их привлечении к административной ответственности за распространение экстремистских материалов и символики. Также избиркомы могут запросить данные о судимостях и фактах уголовного преследования лиц, назначаемых членами избирательных комиссий, и о их привлечении к административной ответственности за нарушение законодательства о выборах и референдумах.

Ранее мы писали о 43-ФЗ от 9 марта 2021 года наделяющего Центризбирком правом инициировать внесудебную блокировку агитационных материалов в Интернете и определять особенности изготовления и распространения агитационных материалов.

Таким образом, Центризбирком получает возможность координировать и контролировать не только организацию и проведение выборов, но и работу избирательных комиссий субъектов РФ. Получает свои «рычаги влияния» и повышает свою значимость в электоральных и политических процессах страны.