Екатерина Шульман подвела итоги наблюдения на выборах в Туле

Политолог Екатерина Шульман, член Совета по правам человека, провела 8 сентября на избирательных участках в Тульской области. Уроженка Тулы руководила мониторинговой рабочей группой, посетившей УИКи в Туле, Узловой и Новомосковске. Об итогах наблюдения политолог рассказала тульским журналистам.

Екатерина Шульман подвела итоги наблюдения на выборах в Туле
Фото: МК в Туле

Екатерина Шульман о себе и о цели приезда

«Я руководитель мониторинговой рабочей группы, член Совета по правам человека. В составе мониторинговой группы находятся представители организаций, также занимающихся наблюдением, представители Общественной Палаты и уполномоченного по правам человека по Тульской области.

Мы разделились на три мобильные группы для того, чтобы покрыть в течение дня, пока идет голосование, максимальное количество участков.

Я сама была на участках в Туле, Новомосковске и Узловой. Коллеги мои были также в Щекино, в Ясной Поляне.

Такое наблюдение позволяет выявить вопиющие нарушения, если они происходят. Но мы понимаем, что самый напряженный момент он еще впереди – это подсчет голосов. Но процедура голосования – это тоже важное дело и она должна быть соблюдена».

Что удалось увидеть наблюдателям от СПЧ?

«Мы осознаем, что нам не удалось побывать в каждом УИКе, что наш выбор был в какой-то момент случайным, когда-то мы реагировали на сигналы, которые к нам приходили, то есть мы не тешим себя надеждой, что мы все увидели. Но в целом нам удалось посмотреть около 50-ти участков для голосования. Из этого создается общее впечатление. Какое оно.

Каких-то ярко выраженных ужасов мы не увидели. Было несколько жалоб, по которым практически всегда удавалось решить ситуацию на месте.

С какими ошибками приходится чаще всего сталкиваться. Самое топкое место – это голосование вне помещения для голосования – так называемое, надомное. Это сложный момент с точки зрения оформления и возможных вбросов. Лечится это простым способом – присутствием грамотных наблюдателей. Наиболее часто встречаются ошибки в оформлении реестра для голосования на дому, в котором указывается не то, что позволяет закон. Члены комиссии ссылаются на свой гуманизм, что люди просят. На самом деле в законе указаны два основания, по которым избирателю обязаны привезти урну на дом: это болезнь или инвалидность. Ни возраст сам по себе, ни старость, ни семейные обстоятельства не могут быть таким основанием. Второе – это оформление выдачи бюллетеня: подписи двух членов комиссии, указание полного имени избирателя и прочие требования. Это кажется придирками, но это важно, чтобы не было возможности, грубо говоря, чтобы один человек проголосовал два раза или больше.

Жалобы, которые были поданы при нас на участках, были немногочисленны и рассмотрены до восьми часов, как это полагается по закону».

О проблемах надомного голосования

«Надомное голосование проблематично, потому что там, где высокий процент голосующих на дому, это сразу привлекает внимание и кажется подозрительным. Комиссии неизменно объясняют это тем, что у них такой демографический состав: у нас такой район, много пожилых, социальных учреждений много, старые дома, в которых живут старые люди. Может это все и правда, но когда видишь список из 200 человек, которые подали заявления для голосования на дому, думаешь, а как они успели их всех объехать и к каждому зайти. Как решить эту проблему у меня пока нет рецепта. Запретить надомное голосование невозможно. Строго спрашивать с заявителей имеете ли право на то, чтобы к вам приехала урна, тоже затруднительно, потому что в большинстве своем это пожилые люди, которые хотят проявить свою гражданскую позицию, и нельзя им в этом отказывать. Наблюдатели – вот единственное наше решение. Прозрачность и гласность лечит почти все болезни. Но наблюдатели должны быть грамотными. Я хочу всех еще раз всех призвать – учиться, учиться и учиться.

Пожалуйста, дорогие члены комиссий, которые очень обижаются, когда им делают замечания, и говорят, что «мы здесь работаем уже 25-ый раз», «я провел столько-то выборных кампаний»! К сожалению, это не помогает. Законодательство меняется, меняется электоральная практика. Всем надо обучаться и переобучаться».

Об активности тульских избирателей

«Что касается явки и активности избирателей. Сказать, что она была высока, мы не можем. Она была выше, чем в области, потому что в Туле проходят выборы, как депутатов областной думы, так и выборы депутатов городской думы. Это дает некий кумулятивный эффект, то есть людям интереснее приходить и голосовать. В области, где выбирают только областную думу, явка меньше».

О наблюдателях

«Надо отметить, что все участки обеспечены наблюдателями достаточно хорошо, где-то их даже больше, чем положено. Сталкивались с тем, что одна политическая сила хочет засеять своими наблюдателями все свободные места. В отдаленных районах мог быть один наблюдатель и он боится выезжать с урной на голосование, чтобы не оставить свой участок без надзора. Такой эффект – где густо, где пусто. Но в основном, все политические силы приняли очень активное участие в наблюдении. Общественная Палата – крупнейший поставщик наблюдателей».

В заключении, Екатерина Шульман подчеркнула, что самое важное начинается после закрытия избирательных участков -  это подсчеты голосов. Мы надеемся, что организаторы выборов в Тульской области так же, как и мы, заинтересованы в соблюдении закона и в выявлении воли избирателей. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру