«Белым» лоббизмом по коррупции

Интересен ли закон о лоббизме в Тульской области?

На прошлой неделе в Госдуме снова заговорили о необходимости принятия закона, регулирующего фактически существующие взаимоотношения власти с гражданами и организациями, продвигающими свои интересы. Законопроект о лоббизме «гуляет» по депутатским столам уже более 20-ти лет, но теперь уверенность в необходимости его принятия исходит из недр партии «Единая Россия», сообщает ТАСС.  Главной целью инициативы названо усиление антикоррупционного законодательства. 

Интересен ли закон о лоббизме в Тульской области?
Фото: lobby.in.ua

По факту в России продвижение во власти интересов различных групп существует давно, однако нет никаких единых правил игры. Все делается по наитию, кулуарно и полусерыми схемами. В итоге, лоббистская деятельность в российском обществе имеет довольно негативную репутацию, как нечто незаконное и коррупционное. Вместе с тем, «белые» институты лоббизма фактически существуют: это общественные организации (Опора России, Торгово-промышленная палата, Общественная Палата и другие), а также GR-специалисты, занимающиеся выстраиванием взаимоотношений крупных компаний с властями.  Однако, отсутствие законодательной базы затрудняет профессионализацию продвижения интересов и выводит лоббизм из-под контроля государства. 

Между тем, на международном уровне признано, что лоббизм требует определения терминологии в зависимости от национального контекста, установления правил взаимоотношений чиновников с лоббистами, что улучшит прозрачность их работы.

Однако, законопроект, предложенный Минэкономразвития, делает акцент на внедрении дополнительных обязательств, налагаемых на участников лоббистских процессов, поэтому вызывает множество скептических замечаний как по существу документа, так и по его потенциальной работоспособности в российских реалиях.

Например, чиновников не устроит дополнительная отчетность о проведенных встречах. Лоббистам будет неудобна публичность в условиях профессиональной конкуренции. Компании будут недовольны удорожанием процесса при использовании «белых» схем. Возможно, потому закон и буксует столько лет, что у него нет реальных интересантов. Добавим сюда национальные особенности: смещение центра принятия решений в исполнительную власть, личное участие владельцев бизнеса в работе органов исполнительной и законодательной властей, переход чиновников в бизнесмены и обратно.

В регионах также не нужны никакие реестры лоббистов и отчеты «кто куда и к кому заходит» – все интересующиеся и так все знают. Возникают вопросы: насколько актуален закон о лоббизме для России в целом и для тульского региона в частности? В случае принятия законопроекта, будет ли он работать?

Светлана Аверина, политолог, председатель ТРОО «Гильдия политологов и политтехнологов»:

«Принятие закона о лоббистской деятельности в нашей стране необходимо. Лоббизм в России существует, и не один десяток лет. Отрицать этот факт нельзя. При этом у нас отсутствует институт лоббизма как таковой, то есть де-факто лоббизм в России существует, а де-юре – его нет. Это как в Советском Союзе – секса не было, а дети рождались. Сегодня лоббизм пронизывает все структуры власти сверху донизу, никем и ничем не контролируется. Поэтому необходимо упорядочить эту сферу деятельности путём введения её в правовые рамки, либо признать лоббистскую деятельность вне закона и ввести за неё административную и уголовную ответственность.

Светлана Аверина Фото: из личного архива

На сегодняшний день главными лоббистами в нашей стране являются чиновники, депутаты и сенаторы. Их взаимодействия с бизнесом, другими представителями власти по большей части остаются в тени и, к сожалению, зачастую подкрепляются взятками, откатами, дорогостоящими подарками. Поэтому многие ставят знак равенства между лоббизмом и коррупцией. Но это не так. Важно законодательно разграничить эти два института и определить, где проходит грань между криминальной и легальной лоббистской деятельностью. При этом нельзя сказать, что лоббизм - это антикоррупционная схема, скорее это один из инструментов по снижению коррупции в нашей стране. По сути, закон о лоббизме, должен ограничить лоббистскую деятельность чиновников и депутатов, так как будет выведен из тени (или заново создан) институт профессиональных посредников (GR-специалистов) между обществом и властью.

Закон о лоббизме должен быть досконально проработан, чтобы сделать деятельность лоббистов прозрачной и исключить даже минимальные коррупционные риски. Юридически грамотно, чётко и недвусмысленно в нём должно быть прописано: что такое лоббизм, кто является объектами и субъектами лоббистской деятельности, основные функции и полномочия, порядок аккредитации лоббистов в органах государственной власти, ответственность за ненадлежащее оказание услуг и нелегитимное лоббирование. Необходимо законодательно определить, что принимать за лоббизм, а что за сговор, подкуп и коррупцию. Важно принять все меры, чтобы лоббизм не стал узаконенной коррупцией».

Владимир Дорохов Фото: МК в Туле

Владимир Дорохов, руководитель тульского регионального отделения партии «Яблоко»:

«Особенностью современного политического режима в России является перекос системы в сторону исполнительной власти. Это произошло в 1993 году. После 1991 года Россия начала развиваться как парламентская республика. Но политические процессы зашли в тупик, что привело к политическому кризису 1993 года. Вектор развития страны изменился.

У людей, которые лоббируют свои интересы, есть одно окно – это исполнительная власть, которая реально может повлиять на те или иные процессы.

Представительная власть сейчас во многом формальная на всех уровнях. Тульская городская Дума также не самостоятельная, и является, по сути, подразделением администрации. Закон о лоббизме теоретически повышает прозрачность процессов продвижения интересов, поэтому в нем никто не заинтересован. Чем темнее комната, тем больше возможностей лоббировать интересы.

Можно принять прогрессивное законодательство о лоббизме, но оно не будет работать, потому что у нас и другие институты не очень работают: ни парламентаризм, ни выборы, нет независимой судебной системы.

Но, принятие закона о лоббизме все равно шаг в правильную сторону. Вводить его надо повсеместно. Нужно двигаться, развиваться.

В пакете антикоррупционных законов нормативный акт о лоббизме логичен, но коррупционная система превратилась в государствообразующую, поэтому законодательством эту проблему не решить. Нужна независимость судебной системы, средств массовой информации. Этой основы нет, поэтому в таких условиях коррупцию победить невозможно. Закон о лоббизме – это только дополнительный шаг».

Сергей Гребенщиков Фото: МК в Туле

Сергей Гребенщиков, руководитель тульского регионального отделения партии «Справедливая Россия»:

«В Тульской области лоббисты работают без законодательного регулирования. Компании-монополисты действуют через исполнительную власть. Некоторые депутаты представляют бизнес, помимо интересов жителей своего избирательного округа.

Оформить процессы лоббирования в законодательные рамки было бы честно и справедливо. Закон нужен, но аналогии с другими странами у нас не получится, и нет надежды, что этот закон будет исполняться».

Алексей Игнатов, Руководитель агентства политического консультирования «ИГНАТОВ консалтинг»:

«Специальный закон о лоббисткой деятельности нужен обязательно, потому что фактически лоббизм на федеральном, региональном и даже муниципальном уровнях есть уже много лет.  Нормальное законодательное регулирование нужно, чтобы сделать лоббистские процессы прозрачными и понятными, а сам закон должен быть полезным для объекта регулирования. 

Есть примеры стран, где лоббисты занесены в специальные реестры, они работают и не скрывают свою деятельность, декларируют доходы. Политики, которые принимают финансы от лоббистов на свою предвыборную кампанию, тоже это не скрывают. 

Однако, в современных российских условиях закон о лоббизме сразу после принятия работать не будет. Ни общество, ни политики, ни в целом система не готовы к этому. Тем не менее, любой путь начинается с первых шагов. Процесс надо начинать. Сначала должно быть общественное обсуждение, затем надо определить механизмы, потом принять закон.

Чтобы закон начал работать все участники регулируемого им взаимодействия: бизнесмены, политики, чиновники, должны понять, что выстраивать отношения на основе принятого закона им лучше и удобнее.

Алексей Игнатов Фото: МК в Туле

Ключевой фактор – действовать по закону должно быть выгодно. Вот какие выгоды сформулировать – это большой вопрос. С точки зрения предоставления услуг лоббирования, то здесь из-за легализации профессии произойдет неминуемое подорожание услуг. То есть, в первую очередь, надо определить, какие бонусы каждый участник процесса получит от реализации законной схемы.

Если законодатели ограничатся репрессивными механизмами, то пользы не будет. Более того, определение бонусов должно исходить от самих участников процесса, а не диктоваться «сверху». И еще важно не ждать чуда в одночасье. Например, с 1 июля ввести новые правила, а в сентябре уже проверять контрольные показатели. Новые правила будут приживаться долго и болезненно.

Для регионов лоббистская повестка также актуальна. Региональный бизнес тоже лоббирует свои интересы. Важно учитывать общественно-значимую составляющую продвигаемых интересов. Если все это делать в цивилизованных, «белых» рамках, то это поможет бороться с коррупцией.

Важно, чтобы законные процедуры не были дороже серых схем. Если это будет дороже, то никакие репрессии и законы не помогут. И есть еще одно условие для того, чтобы закон о лоббизме, как и любой другой закон, работал: создаваемые правила игры надо не менять. Самое страшное – это постоянно меняющиеся законы и правила игры».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру