GingerFest: гостей театрального праздника в Туле встретят двухметровый кит и древо мироздания

«Театр начинается с вешалки», - говорил режиссер, актер и реформатор театра Константин Станиславский. А тульский театр «МЮСЛИ» берет свое начало со времен студенческой жизни его основателей. Постепенно он перерос стены вуза и стал современным молодежным театром-студией, который регулярно представляет Тулу и Россию на международных фестивалях. И вот сейчас «МЮСЛИ» во всю готовится к предстоящему Международному театральному фестивалю GingerFest, который пройдет в Туле с 9 по 13 апреля. В нем примут участие театральные коллективы из России, Испании, Италии, Греции, Туниса и Ирана. О подготовке к фестивалю GingerFest и закулисной жизни рассказала режиссер театра «МЮСЛИ» Людмила Кацеро.

GingerFest: гостей театрального праздника в Туле встретят двухметровый кит и древо мироздания
ФОТО - Алексей Мизарев / спектакль "Мама Шамана" от тульского театра "МЮСЛИ"

Посмотреть, потрогать, попробовать

На GingerFest «МЮСЛИ» представит пластический спектакль «Мама Шамана» по мотивам сказок Яны Мори. Постановка представляет собой завораживающее шоу, которое погружает в атмосферу Севера, путешествие по мирам духов. В спектакле нашлось место театру кукол, масок и теней, анимации, снегопаду и интерактивному взаимодействию со зрителями. Постановку можно не только увидеть и услышать, но и попробовать на вкус и запах.

«Мама Шамана» - премьера 2020 года. Пока, на мой взгляд, это самый сильный наш спектакль: философский, разноплановый. Близок к иммерсивному театру, который буквально вовлекает зрителей в действо. Это спектакль, в котором задействованы запахи, вкус, прикосновения. Человек не только смотрит, он еще и еду пробует, и запахи ощущает, и с кем-то физически взаимодействует. Плюс спектакль философски очень нагружен, эмоционально «пробивает» зрителя и самих актеров», - рассказывает Людмила.

Важная часть любого спектакля - это не только виртуозная актерская игра, но и не менее виртуозные костюмы, в которых выступает труппа. К каждому спектаклю наряды обычно готовятся индивидуально, но иногда с небольшими дополнениями они кочуют из постановки в постановку. Именно в «Маме Шамана», отмечает режиссер, задействованы самые необычные и сложные сценические костюмы.

«Дело в том, что часть персонажей - это не люди, а духи, которых наши художники рисовали с полетом вдохновения. Есть костюмы, которые надеваются на несколько человек одновременно. Есть многорукий костюм, к которому пришлось пришивать несколько рукавов. Так что были определенные сложности в их изготовлении», - делится Людмила.

ФОТО - Алексей Мизарев / спектакль "Мама Шамана" от тульского театра "МЮСЛИ"

Двухметровый кит и древо мироздания

Реквизит и декорации, задействованные в спектакле, – это результат долгой и кропотливой работы самих актеров. Древо мироздания, двухметровый кит, светящиеся рыбы – это только та малая часть, которая родилась в руках труппы. Все это поражает зрителя своим изяществом и мастерством исполнения.

«В «Маме Шамана» на сцене у нас возникает образ древа мироздания, на котором все строится. Это гигантская плоская поверхность, где в кольцо вписан силуэт дерева. Все это делалось из проволоки, из джутового шнура, который до и после репетиций шла наматывать вся труппа. Или, например, Мама Шамана у нас путешествует по мирам, в частности, она отправляется на дно морское. У нас в полумраке выплывают огромные светящиеся рыбы и двухметровый кит. Это все тоже делалось силами актёров: надо было спаять проволочный каркас, его обмотать бумагой, туда светодиоды вклепать, чтобы они светились», - рассказывает режиссер.

ФОТО - Алексей Мизарев / спектакль "Мама Шамана" от тульского театра "МЮСЛИ"

Заклинание на удачу и смена образа

В спектакле некоторые актеры исполняют сразу несколько ролей на сцене. Так, например, Татьяна Феоктистова играет две противоположности - Маму Шамана, олицетворяющую жизнь, и ее антипод - Смерть.

«Переключение между героями происходит за секунды, потому что нужно быстро сменить костюм, переодеться, «вжиться» в образ и вновь бежать на сцену. Эта пластичность достигается репетициями, постоянной проработкой. Именно благодаря этому переключаться за кулисами перед выходом на сцену становится намного легче», - отмечает Татьяна.

Перед выходом на сцену у труппы есть и особый ритуал на удачу, рассказывает актриса. Вся команда складывает руки, после чего произносит «волшебное заклинание», сообразную речевку, которую актеры хранят в тайне.

«Но все равно в последние минуты перед выходом всегда чувствуешь волнение. Это даже помогает в какой-то степени, главное, чтобы оно не было излишним и не мешало твоей игре. В театре ты не можешь что-то переснять, перемотать и поставить на паузу. Есть только здесь и сейчас», - рассказывает Татьяна.

ФОТО - Алексей Мизарев / Древо мироздания в спектакле "Мама Шамана" от тульского театра "МЮСЛИ"

Ожившая «Любительница абсента»

В студии «МЮСЛИ» свои силы в театральном мастерстве может попробовать любой желающий. Не обязательно иметь актерское образование, главное – полет фантазии, огонь в глазах и желание развиваться. Однако все, кто приходит в театр, сначала проходят тренинги и обучение, прежде чем получить свою первую роль. В курс актерского мастерства их вводит сама Людмила Кацеро.

«Мы не берем человека, только пришедшего, сразу на роль в пьесу. Мы работаем с речью, движением, партнёрством. Для меня первично научить не столько технике, сколько внушить веру в себя и разбудить фантазию, сотворчество, чтобы человек сам мог сочинять. Нет рамок, пределов, если ты можешь что-то придумывать -придумай и покажи», - отмечает режиссер.

Одно из первых домашних заданий для новичка – монолог по портрету. Начинающий актер должен выбрать картину, на которой изображен человек и его оживить. То есть в течение двух-трех минут отыграть персонажа, чтобы в речи и его поведении прочитывалась история: что с этим человеком происходит на полотне, что было раньше и что будет после.

«И это может быть очень неожиданный вариант прочтения, парадоксальный. Например, из нежной лирики уйти в тяжелый хоррор, или трагедию обыграть комедийно. Самый запоминающийся «оживший» портрет перед моими глазами – «Любительница абсента» Пикассо. Это был единственный раз за 12 лет, когда юноша взял женский образ. Филигранная была работа, настолько мы увидели перед собой эту даму и ее трагическую любовь. Причем это не была пародия, это был очень тонко «снятый» узнаваемый женский образ», - вспоминает Людмила.

Как в Марокко актеры виноград искали

За многолетнее существование театра «МЮСЛИ» с актерами и их бессменным режиссёром происходило немало курьезных случаев. Здесь важно было не растеряться и найти выход из любой сложившейся ситуации. Это не только способствует сплочению актерской команды, но и развивает навык импровизации, полезный в том числе на сцене.

ФОТО - Алексей Мизарев / Театр "МЮСЛИ"

«В постановке по пьесе Гарсиа Лорки у нас одним из символических предметов были виноградные грозди. Мы этот спектакль повезли в Марокко на международный фестиваль. Решили виноград купить на месте, чтобы не тащиться с ним в самолет. В итоге, в день спектакля отправляемся за ним на базар, а нам говорят, что сейчас не сезон и винограда в стране нет в принципе. А у нас спектакль через пару часов, в котором на винограде все замешано. Мы судорожно начинаем искать замену. С грехом пополам находим апельсины, причем рвем их прямо с ветки возле отеля, где живем. Отыгрываем спектакль с этими апельсинами, на следующий день заходим в ближайший супермаркет – а там лежит виноград», - рассказывает Людмила.

Театр «МЮСЛИ» для всех актеров давно стал семьей и вторым домом. Общее дело не только на сцене, но и за кулисами невероятно сблизило участников студии. А ни для кого не секрет, что сплоченная команда – залог успешной работы. У театра в дальнейшем много планов и интересных задумок, которые он обязательно воплотит в жизнь. А пока пожелаем им удачного выступления на фестивале!

Спектакль «Мама Шамана» в рамках GingerFest тульский театр «МЮСЛИ» сыграет 13 апреля в городском концертном зале. Начало в 18:30. После всех ждет торжественная церемония закрытия фестиваля.