Колокольня как единица измерения: в Веневе восстанавливают реликвию

Местные жители в Веневе Тульской области хранят легенду – колокольня напрямую связана с благополучием города. Когда ее только начали строить, в уезде наступил расцвет.

Колокольня как единица измерения: в Веневе восстанавливают реликвию
Колокольня плывет по туманному морю как величественный корабль. Автор фото - Денис Ворсобин

Заглохло строительство – пришел упадок. Возобновились строительные работы на самом высоком культовом сооружении губернии – и вновь вернулось благополучие.

С приходом советской власти колокольне Никольской (Николаевской) церкви с каждым годом становилось только хуже. А город из зажиточного, купеческого и щедрого стал скромным, провинциальным, примечательным лишь своей историей. Но теперь у веневцев есть реальный шанс проверить, насколько работает городская легенда. После нескольких сорвавшихся попыток реставрации, последняя оказалась успешной. И уже в этом году завершится внешний ремонт здания, подадут голос колокола. В будущем году полностью будет отделана внутренняя часть колокольни.

Уж не Баженов ли?

Еще одно городское предание гласит, что облик веневской колокольни создал легендарный Василий Баженов, автор дома Пашкова и комплекса Царицыно в Москве. В пользу этой теории говорит, к примеру, тот факт, что архитектор-масон имел усадьбу в Веневском уезде, и там же, предположительно, захоронен. Кованая «арматура» колокольни тоже похожа конструкторское решение Баженова, ее обнаружили недавно реставраторы. Архив архитектора после его смерти был утрачен, однако, почти в то же самое время «всплыл» эскиз колокольни, по которому, впоследствии, и велись работы.

Денис Махель

«Насчет авторства колокольни, ее художественной уникальности все еще ведутся дискуссии. В пользу Баженова, или кого-то из его ближайших учеников говорят ряд художественных особенностей здания: арка, а по бокам колонны, ярусность. По такому же принципу оформлен Колизей. Зодчий, придумавший образ здания, вероятно, должен был учиться в Европе, а такой у нас в то время был только Баженов. Иногда авторство приписывают губернскому архитектору Козьме Сокольникову, но, фактически, он просто поставил подпись под готовым планом», - рассказывает Денис Махель, местный активист, краевед, популяризатор истории – и директор веневского «Туристско-информационного центра».

Как города колокольнями мерились

Высота Веневской колокольни – 80 метров. По некоторым сведениям, это самое высокое религиозное сооружение в Тульской области и по сей день. Строили ее долго, до недавнего времени считалось, что 60 лет. И только начавшаяся реставрация внесла коррективы: фактически, здание не было достроено, в верхней части не был завершен монтаж декора. То есть, окончательное завершение работ на колокольне растянулось с 1801 года на 219 лет. Строили ее, как говорится, всем миром. На разных этапах строительства в нее вкладывали деньги разные люди.

«Колокольня изначально была запланирована на три яруса, и так достаточно высокой, по меркам того времени. Высота колокольни – это своеобразный маркер благополучия и богатства общины, ее построившей. У нас строительство здания поначалу спонсировали местные купцы Бородины, которые в писцовой книге 1624 года указаны как самые богатые люди в городе. После войны 1812 года у них не стало хватать денег на строительство. Горожане обратились к местному выходцу из крестьян, московскому купцу Матвею Филатовичу Ярцеву, который разбогател во время войны с Наполеоном за счет поставки ядер. Матвей Филатович сделал взнос и запланировал сделать алтарь в колокольне в честь своего покровителя, апостола Матфея», - продолжает Денис Махель.

Колокольня является доминантой города в любое время суток. Автор фото - Дмитрий Степанов

Но ни алтарю в честь евангелиста, ни многим планам не суждено было тогда сбыться. Все порушил 1834 год, который вошел как черный в историю Тульского края. Засушливое лето привело к массовым пожарам. Серьезно выгорела Тула. А 31 августа вспыхнул Венев. Горящие обломки с колокольни разносились ветром на местную Стрелецкую слободу, которая была уничтожена дотла. После этого четверть века колокольня стояла без шпиля и креста. Только в 1860 году церковный староста Гладушев с другими благотворителями отремонтировал колокольню, достроив четвертый этаж.

Реставрационные работы в колокольне не прекращались даже в суровые метели. Снимок сделан 25 января 2020 года. Автор фото - Маргарита Васильева

Высокий шпиль был обит жестью. На колокольне имелось 6 колоколов общим весом 530 пудов. Здание церкви украшали колонны, фризы, лепнина, карнизы «отменной работы». Вокруг церкви была возведена величественная ограда из белого камня. Современники считали, что камня, потраченного на строительство этого забора, хватило бы на постройку небольшой сельской церкви. Возведение колокольни требовало тонны строительного материала. К счастью, в местных каменоломнях добывался особый, «мраморный» известняк – молочно-белый, и словно шелковистый на ощупь. Он и пошел на наружную отделку колокольни.

К куполу на цепи крепилась огромная узорная люстра. Храму принадлежала каменная часовня на Хлебной площади в честь избавления Александра II от злодейского покушения, построенная в 1866 году, в настоящее время она не сохранилась.

Пролетая над Веневом, пристегните ремни

В советские годы и Никольская церковь, и колокольня были брошены, разграблены и долгие годы приходили в упадок. По колокольне стреляли и большевики, и немцы в 1941-м году. Позже, во время реставрации, в латунном «яблоке» со шпиля рабочие и краеведы найдут дыры от пуль и тех, и других.

В латунном "яблоке" колокольни обнаружили пули как советские, так и немецкие. Фото - Денис Махель.

В 1952 году храм пришел в аварийное состояние, и его – а также колокольню было решено разобрать. Церковь растащили быстро, и до сих пор клейменые ее кирпичи можно увидеть в стенах веневских домов. А вот колокольню удалось отстоять. Еще одна легенда гласит, что местные активисты написали письмо в Москву – мол, нельзя сносить колокольню, она важный ориентир для авиации. И Москва дала «добро» на сохранение «маркера для пилотов».

И до сих пор веневцы, возвращаясь во Внуково или Домодедово, считают, что фразу «Пристегните ремни, самолет заходит на посадку» авиаторы говорят, увидев Никольскую колокольню.

Курс на благополучие и богатство

И все же, потребовалось немало усилий, чтобы колокольня была восстановлена. Тонны переписок, отказы подрядчиков – мол, слишком высокое и ветхое здание, не возьмемся, - все это пришлось пройти веневцам, чтобы, наконец-то, колокольне повезло.

«В конце 70-х был создан первый проект реставрации колокольни. Тогда в воздухе витала идея сделать Малое Золотое кольцо в Тульской области. Но этого не случилось. Борис Ельцин в 1995 году внёс колокольню в реестр федеральных памятников. В 2008 году мы создали Фонд ее возрождения. С 2010 года подавали заявки на реставрацию, но только в 2014 году вошли в программу «Культура». Сумма реставрации в 2014 году в смете была 120 миллионов рублей, но реально будет потрачено не менее 150 миллионов. И активные работы начались только с приходом губернатора Алексея Дюмина. Пошли деньги, нашелся достойный и умелый подрядчик», - проводит экскурсию вокруг колокольни Денис Махель.

Пока она огорожена строительными лесами и опутана технической буро-зеленой сеткой – точь-в-точь, как куколка, из которой вот-вот выберется на свет чудесная бабочка.

Можно скептически усмехнуться, но реставрация веневского «ориентира для авиации» уже положительно повлияла на экономику района.

Заготовки для облицовки колонны, тот самый мраморный известняк. Автор снимка - Денис Махель

К примеру, реставраторам понадобился тот самый мраморный известняк, белый, как молоко. Но где его взять? Местные карьеры остались, но на них добывали лишь щебень. Для колокольни же нужны были большие пласты очень качественного камня.

«Колокольня высокая, здесь нужен был плотный известняк, не менее 2 или 3-й группы плотности», - рассказывает о технической части восстановления Олег Захаров, прораб, руководящий работами на колокольне. По его словам, реставраторы пытались найти похожий камень в Липецке и Ельце. Но он оказался слишком желтый – и резко бы отличался от сохранившихся элементов отделки.

В результате, для нужд колокольни на местном Свиридовском карьере возобновили добычу отделочного, того самого, мраморного камня. Его возят на распил в Ефремов, и возвращают в Венев уже удобными в работе заготовками, которые реставраторы кропотливо доводят до нужной конфигурации.

Слева колонна со старой облицовкой, справа - после реставрации, с вновь добытым известняком

Денис Махель говорит, что реконструкция колокольни – и в целом, благоустройство города в рамках 500-летия Тульского кремля, действительно стали поворотной точкой в истории города:

«Я езжу много, разговариваю с людьми… Известно же, что многих туляков манит Москва – там и заработки, и перспективы, райцентрам вроде нашего трудно соперничать со столицей. Но в последнее время все чаще слышу от веневцев: «А я никуда не поеду. У нас в городе вроде житье налаживается, колокольня реставрируется… Жить можно!»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру