Десять лет фриланса, полет нормальный
- Стас, сейчас модно вспоминать «какой я был 10 лет назад». Давай попробуем отдать дань моде и перенестись в 2010-й. Сколько тебе было лет, где ты жил, что тебя интересовало, и каким стал сейчас?
- Я работал дизайнером. Примерно в то время решил, что буду заниматься только фотографией. На заработанные деньги купил все необходимое фото-оборудование и уволился с основной работы. И тогда и сейчас мне интересна фотография. По большому счету, сейчас я не очень отличаюсь от того Стаса Новикова. Единственное - я был более наивным, а сейчас стал свободнее и мудрее.
– Первое оборудование вспомнишь свое?
- В начале у меня был пленочный Зенит-Е с объективом Гелиос 44, потом появился цифровой Pentax. Это были мои первые камеры.
- Фриланс – как это? Как заставить себя работать? Как ты с этим справляешься?
- Есть сложность в том, что нет выходных и нужно постоянно что-то делать. Еще проблемы с графиком сна. Я проснулся час назад [на часах – 12.59, прим. автора], ложусь поздно, часов в 6-5 утра… Когда работаешь в офисе, естественно, график другой. Ты должен вставать в определенное время и идти на работу. Это плюс. Насчет фриланса, близкие только несколько лет назад прекратили разговоры: «Устройся на какую-нибудь работу». Переживали пока не поняли, что у меня достаточный доход, чтобы нормально жить.
- Пять лет назад прогремел проект «365 дней меня». Ты его завершил?
- Нет (смеется). Осталось совсем чуть-чуть, сейчас я активизировался. До этого был период, когда очень редко делал фотографии для проекта. На данный момент осталось около 15-20 фотографий.
- Сейчас ты не только снимаешь, но и активно преподаешь. Это что-то новое для тебя?
- Нет, я уже лет пять обучаю фотографии. Недавно структурировал весь свой опыт и создал курс креативной фотографии. Обучаю всех желающих онлайн по Интернету. Веду прямые эфиры, делаю видеоуроки.
Как снять шедевр на смартфон
- Меня подтолкнуло к встрече объявление о наборе на твой курс съемок на телефон. Опять же, оглядываясь на 10 лет назад, можно вспомнить, что тогда съемка на телефон была просто баловством. Сегодня смартфоны снимают фильмы. Раскрой секрет, как сделать роскошное фото на телефон? Марка важна? Освещение?
- Курс не только для тех, кто снимает на телефон, в основном обучение проходят люди с фотоаппаратами, но с телефоном тоже можно.
На самом деле, чтобы сделать интересную фотографию - не важно, на что ее делать. Лучше спросить – не «как сделать на телефон?», а «как сделать интересное фото?». Главное – мысль и понимание как ее реализовать. Чем сфотографировать – в принципе, без разницы. Просто есть инструменты, которыми удобнее работать. С телефоном сложнее, с фотоаппаратом проще. Но если человек не умеет, он и на телефон, и на фотоаппарат не сможет сделать стоящую фотографию. А тот, кто умеет снимать, сможет это сделать хоть на камеру 20-летней давности, хоть на убитый телефон.
Опыт, конечно, важен. Например, ты сделал десять фотографий в каком-то ключе, и ты уже знаешь на десятой фотографии, какие есть подводные камни, как надо снять, чтобы получился определенный эффект… И тогда, исходя из технических возможностей телефона или камеры, ты сможешь снять с закрытыми глазами.
- Ты снимаешь свадьбы, детей, лав-стори. У тебя в клиентах серьезные бренды и компании: «Ворота Солнца», косметологическая клиника, сеть барбершопов… С кем удалось еще посотрудничать?
- Сейчас еду в Питер, делать рекламу для бренда женской одежды. Еще впереди проект для медицинской клиники. Свадьбы я сейчас редко берусь снимать. В свое время я снял очень много свадеб. Сейчас мне интересны другие съемки.
- Какие?
- Сейчас мне интересно, как ни странно, снимать автопортреты. Надо доснять «365 дней». Даже поставил себе задачу, чтобы поменьше снимать коммерческих работ и снимать чистое творчество. У меня накопилось за последние несколько лет очень много идей, которые я хочу реализовать.
Комплимент Тарантино как таблетка от грусти
- Какие фильмы ты смотрел за эти десять лет? Есть что-то, что запомнилось?
- Много всего пересмотрел. Из последних мне понравился фильм Тарантино «Однажды в Голливуде». «Остров Собак», он не новый, анимационный, очень красивый и хороший.
За последние десять лет в нашей жизни появились Алиса, Сири. Когда ты спросила про фильмы, я вспомнил фильм «Она». Он про то, как человек влюбляется в голосового помощника, в искусственный интеллект.
- Стас, о чем ты мечтаешь? Чего нет, но хотелось бы? Или у тебя все есть?
- Я бы хотел творческого признания. Пока работаю над тем, чтобы было, что признавать. (смеется)
- Чье признание для тебя было бы важным? Какой-то известный фотограф? Знаменитость, Тарантино, например?
- Если бы Тарантино мне написал – я бы порадовался. Но эффект этого признания… он очень проходит быстро. Мне бы хватило внимания Тарантино на неделю. Я бы ходил и радовался. А вообще мне достаточно внимания простых людей, лайки и комментарии под моими фотографиями дают приятное ощущение, что кому-то интересно то, что я делаю.
- Тебе соцсети помогают в этом?
- Помогают. Правда, в последнее время в Инстаграме и «ВКонтакте» поменяли алгоритмы показа, чтобы пользователи начали покупать рекламу. После этого внимания к работам стало раза в два меньше. Что, конечно, печально.
- Но ведь ты признанный и состоявшийся фотограф. Многие хотят быть как ты, равняются на тебя?
- Это приятно слышать. Но я не считаю себя состоявшимся. Состояться для меня значит, чего-то достичь и остановиться на этом. А я все еще в пути.
Еще меня беспокоит то, что большой период времени я занимался коммерческой фотографией и перестал воплощать свои идеи в творчество. Когда я об этом думаю, мне становится грустно. Как будто я что-то упустил…
- Казалось бы, что тебя должны миновать эти сожаления.
- Сейчас я хочу больше заниматься творчеством, думаю, это поможет миновать сожаления. По крайней мере, я не буду переживать, что у меня в блокноте умирает куча нереализованных идей.
- Ты можешь финансово позволить себе заниматься чистым творчеством?
- У меня нет семьи и финансовых обязательств... Поэтому в целом, да. Не все время, конечно, зарабатывать на новое оборудование тоже нужно (смеется).
- Пусть все сбудется. Можем загадать встретиться еще лет через десять, где-нибудь уже не в Туле в кафе на Красноармейском проспекте, а в Париже. И пусть компанию нам составит твой преданный поклонник Тарантино.
- Я согласен (смеется).