Жизнь прожить, как георгин. Философия легендарного селекционера

«Первый бутон, который выгоняет куст георгина, надо прищепнуть и выбросить. Тогда остальные цветы будут сильными и красивыми, и дадут хорошее потомство», - лукаво улыбаясь, Олег Дороганов отрывает какому-то растению неуместную, по мнению селекционера, зеленую «голову». – «Жаль, что с людьми так нельзя. Взять – и вырвать из сердца первое романтическое увлечение, которое часто бывает глупым и беспутным».

Жизнь прожить, как георгин. Философия легендарного селекционера
Фото автора

Долгожданный наследник Флориды

54 года своей жизни селекционер георгинов, разменявший восьмой десяток лет, отдал увлечению. Он создал тысячи сортов, известных и любимых по всей России и за рубежом. И не удивительно, что цветы он одухотворяет, а человечество сравнивает с растениями.

«Это люди могут влюбляться в кого угодно и встречаться с кем попало. А георгины – они не такие. Щепетильные. Ребенка у них завести не от всякого получится. У нас, человеков, любая женщина может родить от любого мужчины: европейца, азиата, африканца, эвенка и так далее. А эти – нет».

Олег Дороганов проходит между рядами георгинов, лохматый, как самые крупные сорта его цветов. Рядом – его друг и товарищ, супруга, привычно и почти не глядя, обрывает «неправильные» соцветия, листья и стебельки.

«Вот, к примеру, Флорида. Роскошный сорт, десяток лет я к ней таскал кавалеров. И только в прошлом году она дала семена. Собрал 40 штук, горд был страшно. Посеял. Жду. Ожидание – это вся моя жизнь. Посадил на лучшее место. И вот что получилось», - селекционер тыкает в розовый цветок, совершенно не похожий на белую и изящную «маму».  

Гордячка-Флорида за несколько десятков лет соизволила произвести лишь двух «младенцев». Шанс на продолжение рода Дороганов оставит лишь одному из них – чудаку со странными лепестками, с зубчиками и пупырышками.

Диктатор георгинового рая

Огород тульского селекционера поделен на зоны.  Может, где-то на бездушном производстве они назывались бы «сортоиспытательными», но у Дороганова все более полно смыслами и аналогиями.

«Здесь у меня – роддом и детский сад», - кивает Дороганов на грядку, где пока лишь под безликим номером растет отпрыск Флориды. Здесь растения прорастают из семян и доживают до первого цветения.

«Георгины все понимают. Они хоть и зеленые, очень ревнивые. Это к жене можно не подойти, доброго слова не сказать», - при этих словах супруга Олега Александровича отрывается на мгновение от работы и усмехается. Очевидно, что монолог мужа – старая семейная забава. - «А с цветами надо быть ласковым, ухаживать. И в то же время оставаться диктатором: «Не будешь слушаться – сразу на помойку выкину!». Вольностей я им не даю.  К примеру, из 200 сеянцев детского сада оставлю лишь два».

Пропуск в жизнь и на грядку с условным названием «ЗАГС» – красная бирка.  Здесь художник даст своим шедеврам взамен номера красивое имя.

«Это как ребенку имя дать. И потом за именем шлейф обязанностей тянется. По молодости я ошибался с именами, бывало. Увижу красивое слово. Ну, к примеру, «травиата». А почитал потом – бог ты мой! Так это же проститутка.  Или «богема» - красивое слово. А по сути – беспутная молодежь.  Теперь я постоянно использую справочник Фасмера по русскому языку.   В этом году назвал Гея, богиня плодородия, есть сорт Фея.  Люблю давать названия связанные с Тулой – Солова, Лев Толстой. Или вот, от Фасмера: Канон, Панагия, это такая маленькая иконочка.  Второй фактор – имя должно быть коротким.  Чтобы его было удобно писать на бирках. Моя жена – она же не Софья Толстая, чтобы переписывать «Войну и мир». А писать надо много», - делится премудростями селекционер.

Из ЗАГСа те сорта, которые ничем не прогневали «диктатора георгинового рая» разлетаются почтой по всему свету.

Преступления, за которые ссылают на Сахалин

Для тех, кто не держит «ногу»-стебель, клонит на бок цветочную «голову», некрасиво обнажает сердцевину, болеет, или, как выражается Дороганов, «кочевряжится», уготована грядка-штрафбат.

«Да, я их сразу сюда – чик! Здесь они сидят в тесноте, я их не подкармливаю. Бывает, вразумляются. А если нет – значит в ссылку!»

Ссылка – самая настоящая, не огородная. Дороганов может отправить сорта исправляться на Сахалин или в Якутию, в Иркутский край или на Курилы.

«А мне с Курил и Петропавловска-Камчасткого потом пишут – какой вы сорт выслали! Красивый, высокий. А у меня тут был маленький, плюгавенький. Вот так. Они же все понимают».

«Смелость начало успеха, случай – хозяин конца». Это лишь один из девизов Дороганова.  У георгинового мастера их десятки – на всякий случай жизни.

«Все дело случая. К нему надо относиться философски. Не повезло – в другой раз повезет. Я до сих пор не знаю, что у меня получится, когда я опыляю цветы. Вот посмотрите. У человека - 46 хромосом, и до сих пор не бывало двух абсолютно одинаковых людей. А у них, георгинов - 64 хромосомы. Я поэтому ими и занимаюсь – они дают бесконечное разнообразие, размеры, окраска, форма цветка. Опыляю, отбираю, слежу, наблюдаю. И уж если я дал сорту имя – он должен соответствовать. И я думаю, что, когда потом цветок уезжает в Магадан, в порт Ольга, Калининград, он помнит, что его родина здесь, в селе Сергиевское Киреевского района Тульской области. И автор я – Дороганов Олег Александрович».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру