Общественникам разрешат понаблюдать за выборами, но не всем

Общественникам разрешат понаблюдать за выборами, но не всем

Присутствие наблюдателей на избирательных участках – явление для нас привычное. Все мы знаем, что так и должно быть: государство организует выборы, партии и граждане выдвигают кандидатов, избиратели голосуют, а наблюдатели и журналисты следят, чтобы все прошло по закону и без фальсификаций. Так реализуется принцип открытости выборов. А уже регулирование состава корпуса наблюдателей становится средством достижения отдельных политических целей.

Выборы федерального уровня регулярно вызывают «перетряхивание» российского избирательного законодательства, словно старого одеяла: пыль летит столбом, обнаруживается множество «неожиданных» проблем, связанных с пресечением фальсификаций и пробелами в законодательстве. Однако, наше «одеяло» не такое уж и старое. И мировой опыт обширный имеется. Однако российские законодатели предпочитают «изобретать велосипед» снова и снова. И только в той части, которая актуальна под конкретные выборы. Вот и выходит, что избирательное законодательство у нас громоздкое и сложное. Там не дописано, тут не доработано, здесь продублировано. Сейчас актуальная задача - реагировать на общественный запрос. Россияне хотят перемен – им дали варианты кандидатов в президенты. Вопрос о том, какие они - это эмоции. По большому счету, выдвиженцы такие, каких мы с вами заслужили.

Еще есть запрос на привлечение общественных организаций к наблюдению на выборах, сформулированный Советом по правам человека. В 2005 году общественники лишились права отправлять наблюдателей на избирательные участки. Это право осталось только у политических партий, выдвинувших кандидатов на выборы, и у журналистов. В начале 2016 года и этим категориям наблюдателей был усложнен доступ на избирательные участки.

Поправки, внесенные на рассмотрение в Государственную Думу в прошлый вторник, расширяют перечень структур, которые могут направлять своих наблюдателей. В него добавили Общественную Палату РФ и общественные палаты субъектов РФ. На запрос общественников ответили, но только в удобных для государства пределах.

Недаром Элла Памфилова употребляет в своих выступлениях понятия «общественные наблюдатели» и «муниципальный фильтр» в одной связке. Это – ответы государства на запросы общества, приемлемые для власти, но требующие доработки для взаимной «притирки».

Так, в 2012 году россиянам вернули выборы губернаторов, но установили «муниципальный фильтр», чтобы контролировать процесс выдвижения кандидатов и не допускать к выборам неудобные фигуры. Общественное наблюдение, которое должно быть независимым и от политических партий, и от государства, могло бы дать объективную оценку работе избирательных комиссий, однако наблюдать разрешили только общественным палатам – институтам, установленным властью и отчасти финансируемым ею же. Объективность такого наблюдения довольно спорная.

Кроме того, возникает вопрос – на каких условиях будут привлекаться палаты к наблюдению, как будет формироваться состав наблюдателей: только из числа членов палат, или с привлечением внешних людей? Какие требования будут установлены для них? Для СМИ, например, установлены жесткие правила. Чтобы аккредитовать журналиста на избирательный участок, нужно его принять на работу по трудовому договору не позднее, чем за 2 месяца до выборов. А какой механизм будет установлен для общественников? Если только члены соответствующих общественных палат будут наблюдать, то они смогут охватить лишь незначительную часть избирательных участков, потому что численность

Общественной Палаты РФ – 168 человек, Общественной Палаты Тульской области, например – 36 человек. А участков значительно больше. В одной только Тульской области к президентским выборам 2018 года планируется сформировать около 1100 избирательных участков.

Пока вопросов больше, чем ответов.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру