В Туле проходит выставка этнографического костюма

Тульский костюм рассказывает о прошлой жизни

Тульский костюм рассказывает о прошлой жизни

Объединение центров развития искусства, народной культуры и туризма занимается глубоким изучением традиций во всех ее проявлениях: выезжает в этнографические экспедиции, где записывают народные песни, фотографируют народные костюмы, тем самым собирают пусть небольшой, но зато свой фонд. Здесь недавно открылась выставка тульского костюма Тульской области конца XIX – начала XX века «Шли девки по улице гурьбою…»

Это название она носит неспроста: именно так начинается одна из этнографических хороводных песен села Болото Белевского района. На выставке представлены экспонаты из частных коллекций Сергея Глебушкина и Игоря Климова, а также из традиционного центра культуры южного Подмосковья «Истоки». В центре экспозиции – девушки в традиционных нарядах, движущиеся в хороводе.

– Традиционный тульский костюм можно отнести к южнорусскому паневному комплексу, – рассказывает руководитель центра Алексей Ченцов. – Здесь представлены те, где панева, поясная одежда замужних женщин, чем то похожая на юбку, является основной частью убранства. Есть и сарафанные комплексы, но их не много. Это связано с тем, что он не входил в состав женской праздничной одежды, а был лишь в костюмах отдельных районов и использовался как часть свадебного наряда.

Стоит отметить, что представлены на выставке не театральные костюмы. Большинство из них – подлинные, и лишь один – новодел, но отличить его от остальных просто невозможно. Все ткани, из которых сшиты костюмы, сделаны из домопряденой шерсти, конопляного волокна или льна и сотканы вручную на станках.

Женщина в обществе обязательно должна была появляться с покрытой головой. Для этого использовался платок или праздничный многосоставный головной убор, которые, к сожалению, практически не сохранились.

Увидеть на выставке можно и верхнюю одежду, например, серяк – распашной нагрудный женский наряд из серого или белого сукна с рукавами длиною до колен. Его надевали в первые холода, часто в них ходили на сватовство.

– Несмотря на все эти особенности, нельзя сказать, что это чисто тульский костюм, – продолжает Ченцов. – Границы губернии постоянно менялись, и поэтому в нем много заимствований из соседних областей: Калужской, Рязанской, Орловской… И все же каждый наряд уникален: сделан из по-особому сотканного материала, имеет свой набор орнаментов. По этим признакам можно отличить, в каком именно уезде был сшит тот или иной костюм. Например, мелкая клетка на паневе указывает на принадлежность наряда к Белевскому району.

Остается только удивляться, с какой математической точностью были вытканы и вышиты узоры на рубахах и паневах. Это и есть одна из целей выставки – показать, что люди, зачастую не умевшие даже читать, создавали ритм рисунка с филигранной точностью. Все это создавалось столетиями, а орнамент идет из глубокой древности.

Представленные костюмы традиционных цветов – белого и красного. И это тоже не случайно: красный цвет на Руси отождествляли с солнцем, но без глубокого сакрального смысла. Большинство костюмов имеют тканый орнамент – этот способ декора более древний, чем вышивка. Вышивка используется лишь как дополнение: чаще всего это вышивка-роспись и характерная для пограничья с Калужской областью вышивка-перевядь.

– Мы стремимся пробуждать интерес к этнографическому костюму у туляков, – говорит Алексей Ченцов. – Стоит понимать, что он не ограничивается кокошником и красным сарафаном. Увы, у нас очень искаженное понятие о русском фольклоре, а ведь это не только медведи с балалайками. Выставка лишь одна из попыток донести это до наших земляков. Уверен, что все, кто придут сюда, не останутся равнодушными.

Выставка проходит в Центре народного творчества по адресу: ул. 9 Мая, 1б и продолжит свою работу до декабря.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №44 от 2 ноября 2016

Заголовок в газете: Девки с нашего уезда