В гостях у Сергея Щеглова

Для Сергея Щеглова творчество важнее сытости

Для Сергея Щеглова творчество важнее сытости

День пожилого человека мы встретили у Сергея Щеглова, патриарха тульской журналистики, писателя, общественного деятеля, бессменного руководителя Тульского областного отделения общества «Мемориал». Повод для прихода в гости был самый серьезный: недавно Сергею Львовичу исполнилось 95 лет, на праздничном вечере в Тульской областной библиотеке юбиляра поздравляли представители властей всех уровней, коллеги, соратники, ученики.

Прошедший все круги ада сталинского ГУЛАГа, Щеглов всегда отличался хрупким телосложением, был невысокого роста. За столом, на который складывали букеты цветов, его из переполненного зала скоро стало не видно. Чтобы как-то исправить положение и в силу природной деликатности, Сергей Львович поднимался, встречая каждого выступавшего, говорил теплые слова, и еще неизвестно, кто получил большую дозу любви: он от многочисленных гостей или они от этого маленького человека большой души.

…В доме Щеглова – цветы, привезенные с того самого вечера, в вазах, банках, ведрах… Хотя домом его квартиру можно назвать только с натяжкой. Это в полном смысле слова библиотека, притом – вполне научная. Труды по истории России, книги о репрессиях и издания выживших между молотом и наковальней 30-40-х годов, а также произведения и биографии писателей и журналистов нашего (и – не только!) края – вот два наиболее пристальных интереса хозяина дома. За какой корешок ни потяни, всюду пометки, замечания, систематизация, безжалостно, авторучкой, вынесенная Сергеем Львовичем на форзац издания. Книгу он бережет именно для того, чтобы с ней работать, а не как украшение интерьера. Журналистская въедливость, давно ставшая его натурой, теперь помогает как исследователю и биографу. В творческом багаже Щеглова 25 книг – историко-краеведческих, литературоведческих, публицистических, документально-мемуарных. Сегодня он одновременно работает над пятью новыми проектами. Разумеется, книгу из пальца не высосешь, к каждой прилагается неподъемная стопа толстых папок с материалами, которые разыскивались в библиотеках и архивах, выспрашивались у современников людей и событий, присылались по запросам и в порядке частной переписки. Все пронумеровано, подклеено, прошито, степень аккуратности этого человека поражает… Незаметно для самого себя хозяин дома стал обладателем обширного грамотно организованного архива, в котором почли бы за честь работать и другие исследователи и публицисты.

Мы не планировали расспрашивать Сергея Львовича о его жизни, достойной пера романиста. Тем более что к 95-летнему юбилею как раз вышла первая серьезная книга с жизнеописанием нашего героя – «Уцелевший в ГУЛАГе», на сайте proza.ru каждый желающий может с ней познакомиться. Нам хотелось узнать, в чем состоит секрет его беспримерного творческого долголетия и работоспособности. Ведь до сих пор Щеглов не только корпит 

над письменным столом, но и каждодневно ездит на работу в общество «Мемориал»…

Оказалось, секрет его жизнестойкости прост: для того, чтобы долго работать, надо работать много. Именно напряженная и – главное – непрерывная интеллектуальная деятельность, по его глубокому убеждению, держит в тонусе, помогает быть в форме. Притом что работать следует не до прихода усталости, а всегда далеко за ее пределами. До «второго дыхания», катарсиса, что ли…

– Нет, никаких оздоровительных систем я не придерживаюсь, да и времени на них жаль, – отвечает на наш вопрос Сергей Львович. – Двадцатиминутную самую простую гимнастику по утрам делал вплоть до недавнего времени. Если это и есть секрет, то, пожалуйста, пользуйтесь. Пить не пил никогда, а вот курил на протяжении сорока лет, долго не удавалось бросить. Сейчас таблетки принимаю только от давления и исключительно когда оно поднимется, хотя врачи и говорят, что надо принимать постоянно. Я весь в моих книгах и в задачах «Мемориала», каждый день заполнен до предела, это-то как раз и держит.

У Щеглова есть опасение, что деятельность «Мемориала» может постепенно сойти на нет по причине банального безденежья. Сегодня в стране двоякое отношение к деятельности общества. С одной стороны высказывается и поддержка и уважение, а с другой предпринимаются попытки закрыть организацию. Ни международный «Мемориал», ни российский не регистрируются как иностранные агенты.

– Да, они получали гранты, в том числе из-за рубежа, но ни их историко-просветительская, ни правозащитная деятельность не имеет ничего общего с подрывными целями иностранных держав. Тульский «Мемориал» из 25 лет своего существования в составе российского «Мемориала» последние 15. Это дает возможность более тесных контактов с регионами, а в денежном выражении не дает ничего, – говорит Щеглов.

Пять томов «Книги Памяти» и вся остальная деятельность всегда осуществлялась только на отечественные гранты – губернаторские, президентский, на средства благотворителей.

– Но сейчас, к кому мы ни обращаемся из богатых людей, денег никто не дает. Мы вновь подали заявку на президентский грант, поскольку издать шестой том «Книги Памяти» просто обязаны, – объясняет Сергей Щеглов. – Вопрос его получения, по сути – вопрос жизни или смерти  нашего общества. Отношения с областными властями у нас всегда были добрыми, на правах безвозмездной аренды мы пользуемся помещением на улице Бундурина, 40, в самом центре. Каждый год договор с «Мемориалом» продляли, но, благодаря мэру города Юрию Ивановичу Цкипури, его впервые продлили на пять лет. Ремонт, коммунальные платежи – хлопоты лично каждого из трехсот членов, все делается за счет взносов, которых постоянно не хватает. Так что закон об иностранных агентах сильно бьет, хотя ничьи интересы за рубежом мы как не представляли, так и не представляем…

Писательская деятельность Сергея Щеглова проходит, может быть, в еще большей аскезе, чем его деятельность в «Мемориале». Последняя книга, которую он издал в расчете на гонорар, вышла в 1974 году, это биография Сергея Степанова, того самого, имя которого носит улица в Пролетарском районе и когда-то носил несуществующий ныне кинотеатр. Потом Щеглов полностью отдался журналистской работе, которую очень любил. А когда от любви удалось слегка опомниться, оказалось, что прежняя система книгоиздательства в стране разрушена. В 1998 году свою шестую книгу (а также последующие 19!) автор издавал уже на собственные средства. Минимальными, разумеется, тиражами. Лишь иногда находились спонсоры, как в случае со сборником материалов «Павел и Клавдия» о репрессированном муромском священнике, где Щеглов выступает составителем и редактором и который претерпел уже два издания. Или же делились с «виновником торжества», как в случае с биографией Игоря Минутко. Вплоть до сегодняшнего дня Сергей Львович откладывает свою пенсию прицельно на оплату издательских услуг, понимая, что у него не хватит ни времени, ни сил на поиск лиц, заинтересованных в появлении на свет его очередной работы. Но даже в этом он видит позитив!

– Если бы до сих пор продолжала существовать система, при которой рукописи лежали в издательствах по десять лет, а чаще всего издать хоть что-нибудь именно как тебе Бог на душу положит, не было совсем никакой возможности, я не смог бы реализовать все то, что у настоящему моменту удалось, – говорит он. – При выборе быть сытым или творчески удовлетворенным я всегда выбираю второе.

Сейчас рядом с письменным столом Щеглова, вровень с крышкой – стопа папок с материалами о Владимире Лазареве, тульском поэте, писателе, философе, живущем ныне в Сан-Франциско. Работа над книгой в 500 страниц близка к завершению.

По утверждению нашего визави, ни у кого в Туле нет такого обширного собрания различных материалов о тульских поэтах, прозаиках, журналистах – тех, с кем сводила его долгая, полная событий жизнь, они всегда интересовали его несказанно. Среди ближайших творческих планов – большая работа над книгой об этих знакомцах. Он начнет, надо только закончить уже начатое: расширенную версию своей «Сталинской премии» и подробную биографию поэта Николая Федоровского, о котором Щеглов уже писал когда-то. Новые варианты старых книг будут информативней, насыщенней, считает автор. Ведь от книги к книге он совершенствует свое письмо, главный-то интерес творческого человека всегда в развитии.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №42 от 12 октября 2016

Заголовок в газете: Секрет долголетия – работа

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру