Возле одного из домов стоит компания мальчишек.
– Скучно стало, ОМОНа нет, никого нет, – говорят они.
В распахнутую форточку выглядывает хрупкая девчушка лет шести – ветер растрепал кудрявые волосы. Одета совсем легко, видно, что в комнате натоплено. После того, как дома отрезали от подачи газа, которым пользовались незаконно, цыгане закупили газовые баллоны. Житель поселка показывает – свой баллон приткнул во дворе, около туалета, газ в помещения подается по гибким шлангам.
– Сейчас так отапливаются все наши дома, – говорит он. – Емкости баллона хватает на день, перезаправить стоит 500 рублей. Да, недешево, а что делать? Те, у кого сейчас с деньгами туго, занимают по соседям и ждут, пока придут детские пособия, чтобы со всеми расплатиться.
Почти все тут сейчас называют «газовый» конфликт ошибкой.
– Один раз в жизни так оступились и надеемся, что все это забудется, как страшный сон, – говорит цыган среднего возраста. – Мы, со своей стороны, ни на кого обиды не держим, нормально все.
За его спиной – фасад, украшенный гедонистической лепниной: бутыль, а рядом с ней – две рюмочки и гроздь винограда.
Цыганское Плеханово – это 298 домов, где живут почти 2700 человек. Добротные кирпичные строения, иногда – коттеджи в два-три этажа по мере продвижения вглубь поселения сменяются слепленными кое-как халупами, сараями и гаражами, похожими на лоскутное одеяло: тут пришелся к месту кусок фанеры, а там – лакированная дверца от шкафа. Эту часть поселка условно называют «нижним табором». Есть тут и «русские кварталы» – несколько домов, вклинившихся среди цыганских построек. Они неуловимо отличаются друг от друга: вроде есть вокруг что-то необычное, но так сразу и не поймешь что. Цыгане не обносят свои дома забором, они стоят совершенно «нагие», причем довольно близко друг другу. Нет ни палисадников, ни огородов, ни даже каких-нибудь плодовых деревьев. Табор осел под Тулой более 50 лет назад, но пускать корни вот так буквально – высаживая что-то в землю, эти люди не захотели. Одно из популярных в цыганской кухне блюд – печеный еж. Охотой или земледелием кочевой народ никогда не занимался, а поймать ежа может каждый.
В Плеханове три школы, одна из них – цыганская, начальная, в нее переделали обыкновенный дом. На какое-то время учебное заведение оказалось отрезанным от отопления и занятия там не проводились. Сейчас классы греют электрическими котлами.
Подавляющее большинство детей из компактного поселения, отучившись в четырехлетке, не будут продолжать образование.
В цыганской среде считается, этого достаточно, и потом девочкам нужно осваивать домашнее хозяйство, мальчикам – зарабатывать на жизнь.
Эти ребята почти не общаются с русскими – держатся особняком, хотя несколько смешанных компаний все-таки есть. Не приветствуются и межэтнические браки, но и тут случаются исключения из правил. В таборе живут две русские женщины – не местные, приехавшие откуда-то издалека. Есть и пара русских мужчин, которые выросли в таборе, – их детьми забрали из сиротских приютов и усыновили.
Цыганский поселок – вроде маленького государства со своей строгой иерархией. Помимо барона, пользуются большим уважением старейшины – это старшие мужчины в семьях, которые здесь традиционно очень велики. Так, под одной крышей живут все поколения от прабабок до правнуков.
Глава территориального управления по Зареченскому округу Максим Щербаков рассказал, что в Плеханове сейчас организован временный пункт размещения для цыган, но он пока пустует и заявок от желающих заселиться не поступало. Администрация Тулы организовала также поставку дров в поселок, чтобы жители при желании могли отапливать ими свои дома.
По словам сити-менеджера Евгения Авилова, по каждому домовладению сейчас готовятся паспорта, в которых будет прописана необходимая информация о подводе коммуникаций, технических характеристиках строения, количестве проживающих. Планировку территории поселения будут обсуждать на публичных слушаниях.
– Следующий шаг – определиться с тем, какие социальные объекты необходимо построить для того, чтобы у цыганского населения больше не возникало проблем, – пояснил он.