В Тулу Хотиненко приехал со своей женой Татьяной Яковлевой, которая является редактором этой и многих других его картин, в том числе «Наследников» – игровой ленты, снятой в необычном формате – в форме ток-шоу.
– У меня сегодня особый праздник, – сказал режиссер со сцены. – Мне совсем скоро исполнится 64 года, а я никогда не был в Ясной Поляне. Так что у меня сегодня исторический день. «Наследники» – мой 25-й фильм. Для меня это капризный ребенок, самый неожиданный, с трудной судьбой. Очень люблю эту картину…
– Владимир Иванович, если бы пять лет не проработали на телевидении ведущим программы «Смотрим… Обсуждаем…», вы смогли бы создать такое кино?
– Попали в яблочко! Я ничего бы не смог снять, не понимая всего происходящего за кадром. Я не стремился вскрывать какие-то механизмы телевидения – это общий рисунок, абрис. Но этого хватило, чтобы телевидение обиделось, и всерьез!.. За таблички с надписью «Аплодисменты», при показе которых все аплодируют, за некий цинизм происходящего…
– То есть «Наследников» мы не увидим ни на одном телеканале?
– Фильм могут показать только на канале «Культура» – он его купил, хотя там тоже все сложно, через обиды, но дело не в этом. Мой приятель, известный прокатчик, посмотрев эту ленту на кинофестивале в Светлогорске, сказал: «Очень понравилась картина. Умный фильм! И в этом его недостаток… И кому я буду его показывать?» И вот теперь мы с Танечкой ездим, как коробейники, демонстрируем ленту – слава Богу, есть кому ее показать!
К слову, я совершенно недавно узнал, что Лев Толстой должен был стать первым нобелевским лауреатом. Но ему не дали эту премию. Комитет решил, что человек, написавший «Анну Каренину», безнадежен.
А вот еще вам анекдот в тему. Сталин был большой любитель кино, и все премьеры перед прокатом привозили ему на дачу. Однажды ему показывают картину. Берия и Ворошилов на него настороженно смотрят – что-то пауза затянулась. Сталин закурил и говорит: «Режиссера, сценариста и всю съемочную группу расстрелять!» Берия так осторожненько: «Иосиф Виссарионович, а может, переснять?» Сталин: «Ну, или так!..»
– Конечно, этот фильм – о нас, недаром и действие начинается с очень жестокой сцены, когда молодые ребята, националисты, избивают продавца фруктов кавказской национальности: жестокая, но правда… Но все-таки, в отличие от «Левиафана», которого мы тоже смотрели в этом зале, здесь присутствует надежда на лучшее.
– Фильм недаром называется «Наследники» – что мы наследовали? Получается, что как бы через призму прошлых веков мы видим настоящее. Мне это показалось очень любопытным.
Я вообще подумал, что это, может быть, вообще какая-то промыслительная вещь – юбилей преподобного пришелся на те времена в России, когда мы оказались в ситуации очень похожей на времена святого Сергия. Когда полмира объединилось против – кто искренне, а кто неискренне. Для меня это очень важно… Ведь жизнь у него была благостная, не считая фона вокруг, а фон – чудовищный.
Вообще невероятно сложно создать образ любого святого, а здесь святой очень значим для России. Вот еще почему мне нравится та форма, в которой мы сделали фильм: возможность людям невоцерковленным рассказать, кто такой Сергий Радонежский. Плюс, мы же там показываем только его иконы, самого физического присутствия преподобного нет. Хотелось бы, чтобы в результате получилось некое мистическое его присутствие.
Я не стал делать этот проект в юбилейной программе. Мне было интересно, вот юбилей прошел и что?.. Я считаю, что важно продлить этот разговор про преподобного Сергия.
– В «Наследниках» затронуто сразу множество тем, но ни одна так до конца и не раскрыта. А что главное вы хотели сказать этим фильмом?
– Один известный режиссер сказал: если бы все можно было легко сформулировать, не потребовалось бы снимать кино. Наверное, снимали, чтобы почувствовать аромат времени, а вообще – это самая актуальная из всех моих картин. Но в ней нет ответов на волнующие всех вопросы, которые обращены к современникам.
Недаром и монах после ток-шоу, который мог бы прочитать проповедь молодому парню, отвечает: «Я не знаю…» Потому что, сформулировать – значит, упростить. Ведь иногда вопросы важнее ответов… Это тот же случай, когда ожидание счастья важнее самого счастья.
– Почему фильм не называется Сергий Радонежский?
– Поначалу в производстве он так и назывался, но потом решили, что эта история больше о нас, но в свете преподобного. Это как аллегория, это современный мир – циничный, жестокий, с моей точки зрения, мир, который дошел до края и стоит на краю. Я вообще считаю, и не только я, что Россия – это некая территория последней битвы за этот мир, или ковчег. Россия сложная, и многие упреки в нашу сторону справедливы. Мы отличаемся и по работоспособности, и по концентрату какой-то доброты – как, например, сейчас беженцев принимают по всей стране – и до определенной жестокости, до забывчивости. Как Розанов писал: «В одночасье революция началась. В одночасье народ все порушил – затмение абсолютное…»
– Как вы подбирали актеров? Был отбор или вы уже представляли, кто и какую роль сыграет?
– Когда я приглашаю звезд, вроде Александра Балуева, о кастинге уже не может быть речи. Кстати, из-за него мы переделывали сценарий, поскольку у Саши были съемки за границей, и нам дали три дня. А было запланировано дней 12-14, пришлось ломать весь график…
В ток-шоу вообще разные люди и это интересно, потому, что показан срез общества. Я впервые работал с Толей Белым, с Граней Стекловой – это совершенно потрясающая актриса, она играет диву, поп-звезду. Все персонажи сложные… Еще, к примеру, у нас присутствует иеромонах на ток-шоу – известного актера на его роль невозможно брать, так как сразу все пропадает.
И есть те, кто присутствует незримо – когда в фильме рассказывается история, как прятали главу преподобного Сергия Радонежского, когда заходит речт об отце Павле Флоренском. Вообще, думаю, ради одного лишь рассказа про главу святого стоило все затевать…
– Сценарий вы утвердили сразу или дорабатывали?
– Переписывали, что-то дополняли, но главное – найдена правильная форма, потому что она позволяла импровизировать прямо на площадке. А финал поначалу был другой, и мы его даже сняли: как парень, которого «зацепило», приезжает в Троице-Сергиеву лавру в поисках монаха – и не находит его там.
Но потом решили, что это будет слишком сладко, перебор – такой намек на присутствие святого Сергия на ток-шоу…
– В фильме Вы защищаете Куликово поле, а сами там были?
– Да, конечно. В детстве я хотел быть историком, и к этой науке отношусь очень серьезно. Если я за что-то берусь, то сначала очень хорошо изучаю материал.
На самом деле, исторической правды просто нет. До нас дошли некие записи, где даты сдвинуты, все перепутано. Я часто сталкивался с такими фактами, к примеру, когда снимал «Гибель империи» – казалось бы, события столетней давности, но нет общей точки зрения, разброс по фактам, и все это – в документах
Но битва на Куликовом поле была – были Сергий Радонежский, Дмитрий Донской, Александр Пересвет и Андрей Ослябя, было единение княжеств в единое государство – Россию.
– Над чем сейчас работаете?
– В зале сидит замечательный писатель Алексей Варламов, у нас с ним есть затея. Мне чрезвычайно понравился его новый роман «Мысленный волк».
В молитвах ко причастию, во второй молитве Иоанна Златоуста есть невероятные слова «…от мысленного волка звероуловлен буду» – вот эта молитва должна быть сегодня ключевой, – у меня аж мороз по коже. Это то, что сегодня главное. И в его книге история сложная, печальная и довольно дорогая, с невероятными персонажами. Если найдем деньги, будем снимать.
– Владимир Иванович, вас называют «режиссером номер один в кино», а вы сам себя таковым числите?
– Номер один, два, три – это все условность. Я считаю себя достаточно серьезным режиссером, которому как-то удалось поучаствовать в жизни страны. Из 25 моих фильмов ни один не был моим эгоистическим самовыражением. Во всех фильмах так или иначе затрагивалась история, жизнь России.
Это было объяснение в любви к одной из самых сложных стран в мире. Я рад, что мне представилась возможность высказаться по этому поводу. У меня есть пара-тройка картин, которые произвели должное впечатление, о котором я, алтайский паренек, не мог даже мечтать!