– Еженедельная программа «Человек и закон», которую я веду на Первом канале, просто забивает все остальное, создает мне определенный имидж, за которым не видно главного. А главное, как я уже неоднократно говорил в интервью, это режиссура.
Но когда каждую пятницу появляешься на экране перед миллионами телезрителей…
– … живьем!
– Вот именно! И вот он – готов стереотип, меня ассоциируют только с этой передачей. Но еще до появления на экране я всегда занимался постановкой клипов, роликов, театральных и музыкальных шоу, собственными программами. Я снял сто с лишним документальных проектов – как режиссер.
А художественное кино стал выпускать в начале 2000-х, когда появились деньги. У меня три кинокомпании, и мы сделали много сериалов, из них самые известные – «Жуков», «Галина», «Александровский сад». Каждый год у нас производится несколько больших сериалов и полнометражное кино.
– Напомните читателям, какие «полные метры» вами созданы.
– «Три дня в Одесса», «Мужчина в моей голове» и последний – «Овечка Долли была злая и рано умерла», который получил приз этого замечательного фестиваля. Тульские зрители уже высоко оценили его – надеюсь, и другим понравится.
– Сегодня со сцены много говорилось, что комедия – самый сложный жанр в кинематографе…
– Совершенно верно. Но я в свое время делал очень много шутливых музыкальных клипов, какие-то смешные моменты проходили в рекламных роликах. Но тогда казалось, что все это просто и – сиюминутно. А когда я выпустил огромный проект «Жуков», создаваемый в течение пяти лет, с большим бюджетом, огромным количеством известных исполнителей, который вышел на Первом, моя жена, актриса Ольга Погодина, уговорила меня снять лирическую комедийную вещь «Мужчина в моей голове» – как бы переключиться на другой жанр. И этот фильм полюбили зрители, его под каждый Новый год крутят на разных телеканалах.
– В чем, по-вашему, рецепт хорошей комедии?
– Через сердце все надо пропустить обязательно – это первое. А второе: никогда не надо стараться специально смешить. Знаете, что меня ломает в некачественных комедиях? Там актеры не живут в предлагаемых обстоятельствах, а пытаются натужно развеселить зрителя, и сразу становится скучно.
– Леонид Гайдай говорил, что в комедии должны быть «смехоточки».
– Гайдай – гений и уникум, он снимал комедии положений, которые никому, кроме него, не под силу сделать в нашем кинематографе. И бесполезно пытаться повторить его шедевры…
– А как вы относитесь к недавно сделанному римейку на тему «Кавказской пленницы»?
– Это безобразно! Кино – некая «химия», это – то самое чудо, что получается при определенных обстоятельствах, и позволяет тысячам людей испытывать определенные эмоции, заставляет учащенно биться сердца, сопереживать. Я не случайно сказал про чудо: итог работы съемочной группы непредсказуем. Ты можешь все заранее подготовить, рассчитать, правильно поработать с актерами – и за столом и на площадке. А затем полученный материал смонтировать, как надо, по выверенной схеме.
Но когда садишься на так называемую перезапись, вдруг оказывается, что твое кино с правильно просчитанным каждым кадриком не взлетает, оно скучное и неинтересное никому, даже тебе. А объяснение простое: «химии» нет…
Я часто говорю актерам, когда делаем дубли: «Для одноразового просмотра сыграли, а теперь давайте – для повтора!..» Они не сразу понимают, что я имею в виду…
Просто один раз кино можно посмотреть – ради сюжета, чтоб узнать, чем все закончится. Но вспомните «Иронию судьбы», где все мы знаем каждый кадр, каждый жест, интонацию, но все равно пересматриваем – почему? Та самая «химия» срабатывает, как во всех великих фильмах. А главное: комедия – это добро, черный юмор не берем в расчет. Поэтому я и сказал уже про сердечко: любить надо свое дело, своих зрителей.
Хоть и принято говорить, что все режиссеры комедийные – мрачные люди, в жизни это не так. Меня все знают по эфиру Первого канала, и когда начинают со мной общаться, с удивлением констатируют: «А в жизни вы – совсем другой!» И актеры, которые со мной работают, удивляются: «А вы, оказывается, и поете, и танцуете, и умеете отдыхать от работы…»
– Расскажите, как вы отдыхаете?
– Обязательно занимаюсь спортом четыре раза в неделю – футбол, хоккей, смотрю много кино, люблю бывать в своем загородном доме, в тишине, где можно гулять и никто не мешает. Когда много общения, это утомляет, и часто возникает желание спрятаться, помолчать, почитать, выспаться, наконец.
– Какие-то новые проекты у вас есть?
– К одному проекту приступаю летом: буду делать полный метр с условным названием «Танкист» – про подвиг экипажа, который сражался в Великую Отечественную войну. Там просто невероятный материал, написанный Лерой Бакеевой – все удивительно сочно, живо, главную роль будет играть Сережа Безруков, еще будет занят Андрюша Чернышов.
А уже в январе, сразу после Нового года мы выходим на площадку и начинаем снимать огромный дорогой полнометражный фильм о современных крымских событиях. Я здесь выступаю, как режиссер и как продюсер, сценарий очень сложный, но интересный. Кто будет играть, пока не скажу, только приступаем к кастингу.Это рассказ про то, как развели два народа: нет ничего про боевые операции, хотя это боевик, про политику повествуется вскользь, а в центре событий – история любви. Герой – крымчанин, героиня – родом из Киев, а дальше – все понятно, вечный сюжет…