Зураб Церетели безвозмездно установил в Туле памятник писателю Глебу Успенскому

Церетели сумел заглянуть в душу Глеба Успенского

В Год литературы в Туле состоялось большое событие: в сквере на улице Менделеевской появился памятник знаменитому русскому писателю XIX века, уроженцу нашего города Глебу Успенскому. Его безвозмездно создал скульптор, народный художник, президент Российской академии художеств, герой социалистического труда Зураб Церетели.

Церетели сумел заглянуть в душу Глеба Успенского
Фото: Андрей Лыженков. Судьба, застывшая в бронзе.

Он приехал на открытие монумента, а затем провел мастер-класс для учащихся Тульской детской художественной школы имени Поленова. Имя нашего земляка-литератора неразрывно связано с тульским краем, в Туле есть улица, названная его именем, сохранился дом писателя, который в своих произведениях с любовью и глубоким познанием раскрыл жизнь народа. Самое известное его произведение – очерки «Нравы Растеряевой улицы».

– Когда приступал к работе над скульптурой Глеба Успенского, много работал в архивах, потом обрабатывал собранный материал, – рассказал Церетели. – Исторические факты, несомненно, многое могут поведать, но когда видишь портрет человека и долго смотришь ему в глаза, кажется, в душу получается заглянуть.

Лицо человека способно многое о нем рассказать – о характере, о мыслях. И мне хотелось, чтобы сомнения, грусть, страдания и радости этого человека стали видны и понятны его сегодняшним землякам. Человек с годами глубже начинает понимать законы жизни, и это знание пропечатывается у него на лице. А бывает, что они становятся понятны и тебе, и тогда смотришь – а у самого слезы градом…

Приступая к подобной работе, всегда надо держать в уме исторические факты. Я изучал в молодости археологию и этнографию, поэтому так тщательно прописываю мельчайшие подробности. Это другая наука, которую не особенно жаловали большевики, но она помогает в главном – в понимании фактов.

Сейчас заканчиваю работать над циклом рода Романовых, если будете у меня в галерее, покажу – 17 фигур, из разных столетий. Я побывал даже на месте расстрела последнего российского императора и его семьи, нашел и привез в Москву свидетелей того страшного момента – гвозди из дверей того страшного здания…

Конечно, все художники работают по-разному – пишут, рисуют, ваяют. Я взял для себя за правило главное: надо показывать народу хорошее, нужное. Факты, несомненно, важны. Но пусть страницы истории, которые мы, художники, создаем, будут красивыми, добрыми, ведь им жить долго – в веках. И пусть у наших потомков будет хорошее представление о прошлом своей страны.

Пусть последующие поколения гордятся своим народом, тем, что он создал.

– Это очень по-христиански…

– А как же: я крещеный человек, и свято чту главные заповеди. А когда приезжаю в Грузию, иду на кладбище, несу цветы, и посещаю не только родительские могилы, но и своих учителей – они мне родные по духу. Они учили меня, как писать для народа, как жить… Сегодня мы с вами находимся в свободной стране, а значит есть возможность создавать, творить больше, чем вчера. А самое главное – не потерять человеческий потенциал, помочь молодым найти свою дорогу: они и есть главное богатство нации.

– Скажите, те, кого вы ваяете, становятся вам ближе, вы их пропускаете через душу, через сердце?

– Художник не сможет подробно рассказать, как идет процесс, вспомнить все свои мысли, ассоциации. Но вот в момент разговора с вами вспомнил Беллу Ахмадулину, с которой мы дружили, как она раз даже в Тбилиси приезжала. И до утра мы говорили, она читала стихи, потом ходила смотреть на горы… Но мне было очень сложно лепить ее – слезы в глазах и в душе. И таких моментов много, с Андреем Вознесенским – то же самое…

– Зураб Константинович, вы в Тулу приезжаете не впервые…

– Да, это для меня уже не чужой город. Я приезжал сюда по разным вопросам, здесь проходили мои выставки. Ко мне в галерею приезжают юные художники из вашей Поленовской школы на мастер-классы, которые я провожу по пятницам для всех желающих.

– Зураб Константинович, бытует мысль, что сегодня искусство остановилось в развитии: все уже было, не может быть ничего нового?

– Я не согласен, что все уже было, все создано. Мы в разные века по-разному говорим, живем, мыслим, одеваемся. Так почему мы должны одинаково рисовать? Единственное, что меня волнует: мало мальчиков поступает. На скульптурном отделении Суриковского института в этом году было десять мест, в итоге – девять девочек и только один парень. Может, мужчины идут в коммерцию? Но надо продолжать традиции прошлого.

– Несколько лет назад вы предлагали установить памятник Левше, хотели поставить его у себя в галерее…

– Не почувствовав, создать не сможешь. Я когда делал эту скульптуру, очень много материала изучил, пока не почувствовал внутреннюю связь с этим человеком. Меня спросили, сколько по времени я делал памятник Успенскому: так получается, что я больше думал, чем воплощал: очень быстро создал, на одном дыхании, что называется.

– Скажите, а кого-то еще из известных туляков вы не собираетесь увековечить?

– Почему нет? Я ваш город знаю, успел его полюбить. Если у вас будет еще желание установить памятник кому-то из туляков, скажите громко – и я приеду и помогу!

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №45 от 4 ноября 2015

Заголовок в газете: Скульптура начинается в архивах

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру