Как обычный тульский крестьянин повлиял на Льва Толстого

Тульский крестьянин повлиял на Толстого, но не смог повлиять на власть

Тульский крестьянин повлиял на Толстого, но не смог повлиять на власть
Фото: Бесплатный фотобанк. Толстой в конце жизни мучился духовными исканиями.

«Я виноват в его смерти», – писал о Толстом уже в советское время тульский крестьянин Михаил Петрович Новиков (1870, д. Боровково Крапивенского уезда – 1937). В этом горьком признании нет преувеличения. Когда в октябре 1910 года у Льва Николаевича возникла мысль об уходе из Ясной Поляны, он отправил письмо Новикову, который двумя годами ранее приглашал Толстого пожить к себе в деревню, обещая полный покой. Но теперь Михаил Петрович не ответил вовремя, чем и казнился до конца жизни…

Личное знакомство

«Событий важных было: сближение с писарем Новиковым, который изменил свою жизнь вследствие моих книг… Горячий юноша», – записал в 1895 году Лев Николаевич в дневнике.

Писарю Московского окружного штаба Новикову было тогда 25 лет. Бедняцкий сын из семьи с 13-ю детьми, он после церковно-приходской школы трудился поденно на барском дворе, читал Псалтирь над усопшими односельчанами, работал в поле, а когда подрос – подался в отхожий промысел. Копейка и в столице давалась нелегко. Познав тяжкий труд наемного рабочего, сменил несколько фабрик. В отличие от многих других, спиртным не увлекался, усердно занимался самообразованием, ходил с молодой женой в Третьяковскую галерею, музеи, но вскоре вернулся в родную деревню – ему предстояло явиться по призыву на военную службу. Благодаря грамотности, стал писарем – сначала в канцелярии Тульского уездного воинского начальника, а затем в Москве.

Узнав, что Толстой зимой «живет в Хамовническом переулке… идти к нему долго не решался, считая себя совершенно ничтожным перед таким авторитетом и личностью», – вспоминал Новиков. Но стремление разобраться в сложностях жизни и веры, прочесть запрещенную толстовскую «Исповедь», о которой «студенты говорили тогда вслух, а интеллигенция шепотом», переселили и привели-таки Михаила Петровича в Хамовники. Толстой принял солдатика ласково, объяснил «смысл христианского учения по Евангелию, сказавши попутно», что жить по этим законам людям препятствуют «законы государства, основанные на насилии», установления церковников, «законы улицы, обычаев и мод». Но человек, как сын Божий по духу, «вполне может жить no-Божьи, лишь бы не боялся людских пересудов и угроз».

Запрещенных книг своих Толстой Новикову не дал, «говоря, что он не хочет сажать меня в тюрьму, а что в казарме, пусть и писарской, они через два-три дня попадут к жандармам и мне будет очень плохо». Зато посоветовал перечитать Евангелие. Это чтение произвело «на мою молодую душу очень сильное впечатление».

 

Секретное «дело» № 5

Через три-четыре недели «из ряда вон выходящий случай» опять привел Новикова к Льву Николаевичу – но уже не с пустыми руками, а с секретным делом № 5 «О вызове войск для содействия гражданским властям», к которому я имел доступ по своей службе», – писал Михаил Петрович. Речь там шла о расстреле на ярославской фабрике Корзинкина рабочих, насильственно выселяемых хозяином из квартир. Было выпущено 180–190 пуль, но убитым оказался только один рабочий и 46 человек ранено: «Солдаты, доносил начальник гарнизона, – инстинктивно избегали кровопролития и стреляли или под острым углом внизу, или через головы… Из 180 гренадер Его Величества только один свято исполнил присягу и выстрелил по цели, убивши наповал 54-летнего рабочего, все же остальные оказались слабыми по своей подготовке». Верному гренадеру была перед строем полка объявлена монаршая благодарность с отдачей в приказе по округу, выдана награда в 25 рублей и часы с портретом Его Величества.

Возмущенный этой историей, о которой умолчали российские издания, Новиков отправился к Толстому в уверенности, «что он опубликует эти факты в заграничных газетах, что им отчасти и было сделано». На этот раз Лев Николаевич был не один: «Более десятка посетителей… студенты, рабочие, семинарист, два пожилых с длинными бородами старообрядца, одна пожилая барыня и один седовласый старик в очках» вели с писателем оживленный разговор «за жизнь», в котором принял участие и Новиков.

При прощании Лев Николаевич «просил меня быть осторожным и не носить ему больше секретных бумаг», – отмечал Новиков. Тем не менее, вскоре его арестовали – правда, по другому поводу: за осуждение больших расходов на коронацию Николая II, ставшее известным при перлюстрации писем Михаила Петровича к родным. Из-за решетки Новиков впервые написал Толстому, заверяя его: «Пусть меня судят, пусть сошлют куда хотят, но моей мысли, моей новой веры никогда и ничем не убить во мне насильникам… Быть может, это несчастье видимое приготовит меня к другому и т. д., пока, наконец, не укрепит меня для борьбы открыто со Властью Тьмы».

Новая вера

Из тюрьмы Новикова по распоряжению собственной Его Величества канцелярии выслали под строгий надзор в оренбургские степи. Об аресте и ссылке Михаил Петрович написал прекрасные – по оценке Толстого – «Записки». Позже, уже в конце 1890-х, Лев Николаевич прочел в рукописи статью Новикова о трудной жизни крестьян. «Вчера читал статью Новикова и получил сильное впечатление: вспомнил то, что забыл: жизнь народа: нужду, унижение, наши вины, – записал в дневнике Толстой. – Ах, если бы Бог велел мне высказать все то, что я чувствую об этом. Драму «Труп» надо бросить. А если писать, то ту драму и продолжение «Воскресения». Так статья Новикова побудила Льва Николаевича дописать продолжение «той драмы» – мы знаем ее под названием «И свет во тьме светит»…

Великий гуманист высоко ценил творчество Новикова. «Вот это писатель, настоящий писатель, и какой меткий, неподражаемый язык! – говорил он. – Вот у кого, а не у нас, нужно учиться писать».

Из ссылки Новиков вернулся на малую родину, сохранив верность своим убеждениям. В 1902 году он подал в тульский комитет по выяснению нужд сельскохозяйственной промышленности докладную записку, обвиняющую либералов в лицемерии по отношению к крестьянству: «Крестьянские нужды не иголка, которую надо искать – они на виду у всех: с одной стороны непосильные налоги, а с другой – праздничное пьянство, а больше и искать нечего. Надо закрыть казенку и отменить выкупные платежи, а тогда и нужда крестьянская уменьшится. А то затянули крестьян выкупными как мертвой петлей, подставили кабак, а теперь прикидываются непонимающими в оскудении центра». Вспыхнул скандал. По указанию министра внутренних дел Плеве Новикова опять арестовали и отправили в Петербург.

Узнав об этом, Толстой начал хлопотать за него. «Новиков – замечательный по уму, образованию и горячности крестьянин, мне давно знакомый и близкий. Он подал в Тульский комитет записку, которая для тульских консерваторов показалась, вероятно, такою же, как «Путешествие» Радищева Екатерине, и вот с ним хотят сделать то же, что и с Радищевым, – писал Лев Николаевич известному литературному и музыкальному критику, почетному академику Владимиру Стасову. – Не можете ли узнать, где он, что с ним делают и намереваются делать, и не можете ли помочь этому во всех отношениях замечательному и достойному человеку?» Обращался он и к адвокату Кони, и непосредственно к министру Витте, и через месяц Михаил Петрович был освобожден.

«Аресты и неудовлетворенное стремление вырваться из постоянной нужды выработали в нем не смирение в толстовском духе, а чувство резкого социального протеста, письма к Толстому и статьи его были полны обличений власть имущих», – отмечает литературовед Людмила Викторовна Гладкова в статье «Крестьянский писатель М. П. Новиков». Она пишет: «Толстой, конечно, замечал, в каком направлении развивается духовная жизнь Новикова, и как-то сказал, что в таких крестьянах, как Новиков, у которых основа нерелигиозная, он разочаровался. Однако он не мог не чувствовать, что духовная жизнь этого человека есть результат его собственного учения. Вышло, что он сумел лишь разрушить в нем веру в Бога». И далее: «Новиков формулирует свой символ веры путем отрицания: «Новая вера не ответила мне и на мои детские любопытные вопросы: кем и когда сотворен мир, есть ли Бог и во скольких лицах, где Он живет и что делает, есть ли во мне видимая душа и чем ее спасти от адских мучений?».

Сам Толстой в одном из писем в Новикову говорил об этом так: «Вы несколько раз, как бы довольные своим открытием, как бы подсмеиваясь, как о деле решенном, говорите о неверности, глупости мысли о том, что «не хлебом одним сыт человек». А между тем именно оттого, что вы не верите в это, не верите в жизнь духовную, не верите в обязательность требований духовной жизни, не верите в Бога, от этого и ваши страдания и ваше несчастие. Вы, между прочим, пишете, что вы испытываете некоторые неудобства от того, что вы «нововер». Я думаю, что вы не нововер, а вы невер».

«Как можно верить в благо насилия?»

Два ареста и ссылка не угомонили Новикова: в печатных выступлениях, общественной деятельности он по-прежнему поднимал свой голос в защиту крестьянства, в поддержку правды и справедливости. В 1904 году Михаила Петровича призвали на русско-японскую войну, но после армейских сборов он подал заявление об отказе участвовать в военных действиях, был причислен к ополчению 3-го разряда и вскоре демобилизован. Во время Первой мировой войны публично и в письмах к иерархам Русской православной церкви выступил против военных действий. В 1914 году вместе с другими единомышленниками Толстого подписал воззвание-протест против войны «Опомнитесь, люди добрые!», за что был арестован и пробыл год в тульской тюрьме. Сидел он с врачом Душаном Маковицким, сопровождавшим Толстого при уходе Льва Николаевича из Ясной Поляны. «Мы часто там с Душаном Петровичем вспоминали о нем и жалели, что он не дожил до этих скорбных и ужасных дней мирового безумия и срамоты христианских народов, иначе это безумие давно бы кончилось под его горячим и бесстрашным обличением», – писал Новиков Софье Андреевне Толстой после выхода на свободу.

Скептически воспринимал Михаил Петрович и грянувшие революции 1917 года: свое отношение к ним он сформулировал еще при первой русской революции. Новиков тогда писал, что она «ведет с собою кровь и преступления и никак не может быть одобрена ни божескими, ни человеческими законами… как можно верить в благо насилия; как можно таким насилием улучшить жизнь? Разумеется, можно ограбить фабриканта или купца и временно разжиться на их средства, но, не имея головы купца или фабриканта, нельзя водить фабрики или торговать магазином». А в голодном 1919-м году, когда Новиков помогал хлебом семье писателя, Михаил Петрович делился с Сергеем Львович Толстым такими мыслями: «Хоть революция и сумела сделать равнение и даже первых последними, а последних первыми, но покойный ваш отец вряд ли бы одобрил это равнение».

Предложение вождям

Бесстрашный правдолюб, Новиков не молчал и при советской власти, опубликовав целый ряд статьей о крестьянстве. Бескомпромиссная позиция Михаила Петровича не осталась незамеченной. И хотя его неоднократно избирали в волисполком и народным заседателем, в 1923-1924 годах он дважды был арестован и приговорен к 2 годам лагеря.

По освобождении Новиков не угомонился и в январе 1927-го отправил откровенное письмо Сталину: «Мы не видим серьезных примеров от серьезных людей, которые бы на деле осуществляли в жизни социализм. Коммуны, колхозы! – Но разве это пример? Кем они населены: горе-батраками, которые злобятся друг на друга больше, чем мужики в деревнях. И все они спят и видят обзавестись собственными углами и гнездами и, конечно, при первой возможности уходят и обзаводятся. Это, так сказать, социалисты по нужде и в пример не идут. Почему бы вам совместно со всеми крупными вождями, проживающими в Москве, в личной жизни не устроить настоящей идейной коммуны, какая бы была по сознанию всех единоличников».

В 1928 году совместно с сыном Иваном Новиков написал книгу «Дедовские порядки на пересмотр», одобренную Горьким. По его совету Михаил Петрович взялся за продолжение «записок» о своей жизни, где без прикрас писал о положении в деревне. Однако рукопись была изъята при очередном аресте…

В 1937 году «в село пришли два чекиста и увели его с собой, вряд ли даже предъявив какой-либо документ для ареста. Доведя его пешком до железной дороги, они увезли отца по дороге на Москву, до Серпухова. Это было последнее нам известие о нем. Куда он был уведен далее, в какой город или лагерь – для нас все это осталось неизвестным», – рассказывала дочь Новикова.

* * *

Крестьянского писателя реабилитировали посмертно только в 1960 году «за отсутствием состава преступления». Но лишь через четыре с лишним десятка лет современные тульские чекисты раскопали в архивах, что Михаил Петрович был «тройкой» УНКВД по Московской области осужден к расстрелу и расстрелян 28 августа 1937 года – «место расстрела и захоронения неизвестно». Тогда же Федеральная служба контрразведки РФ передала музейщикам ранее неизвестные рукописи и письма Новикова. Уникальное творческое наследие Михаила Петровича издано отдельной книгой (Новиков М. П. «Из пережитого», М., «Энциклопедия сел и деревень», 2004), многие строки которой и теперь вполне актуальны.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №22 от 27 мая 2015

Заголовок в газете: «Невер» и правдолюб

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру