Ветреная «Мельница»

Тулу в очередной раз посетила группа «Мельница».

12.12.2012 в 14:59, просмотров: 9357

 

Когда-то музыкальные критики отводили ей добротную нишу в ряду «фэнтезийных» формаций. Группа имела соответствующую аудиторию, на тульских концертах в том числе. Однако «мельники» непринужденно переросли все ярлыки: к коллективу с такой популярностью они не липнут.

Ветреная «Мельница»

Ангелофрения

«Мельница» вышла на тот уровень всеобщей любви, когда треки имеют стабильную ротацию на радио, а критики не считают нужным заикаться о нишах и ярлыках.

Начав 13 лет назад со стопроцентного добротного фолка с присущей ему сказочностью, пресловутым народным духом и легким этническим саундом, группа довольно стабильно держалась этой линии.

В текущем году увидел свет их пятый полноформатный альбом «Ангело­френия». Тульское выступление в ДКЖ – одно из многих в рамках тура в поддержку этой свежей, с пылу с жару, пластинки. Группа поднатужилась и исполнила на концерте все песни с диска и бонусом – несколько, как выразилась фронтвумен группы Хелависа (Наталья О’Шей), проверенно-мельничных. В густой рок-аранжировке, правда.

Фолк

не товарищ

На третьей песне – это был давший название альбому «Ангел» – Хелависа появилась с арфой, хитрым образом пристегнутой на поясе.

– Танцы в проходах начались, – констатировала она. – Мы это любим, продолжайте…

Презентованную в Туле «Ангелофрению» отличает отчужденность от всего, что «Мельница» выпускала раньше. И даже реверансов в сторону прошлого творчества эта пластинка не делает. Сказочные сюжеты сменились отсылками к Элвису Пресли, характерный фолковый вокал – отчетливой рок-манерой. В треках «Ангелофрении» заметны каноны старого доброго британского рока. Так, сама Наталья призналась автору этих строк, что сейчас «Мельница» держит ориентацию на Led Zeppelin.

На тульском концерте Хелависа предстала отчаянно заигравшейся в рок-диву. Игра тут не в подражании, а в том, что «Мельница» – музыкальный феномен, который не запихнуть в рок-формацию. И Наталью О’Шей в один ряд с рокершами, которых знает российская сцена, не поставить. Из-за отсутствия подобных ей, в первую очередь.

Впрочем, поклонники, как видно, принимают «Мельницу» в любом амплуа: тульский концерт прошел с аншлагом. Добрая половина аудитории – чуть старше самой группы. Завсегдатаев мельничных концертов 2007–2009 годов почти не наблюдалось. Сразу после выступления здание ДК железнодорожников осталось без света, но вашему корреспонденту удалось побеседовать с Хелависой.

Мы

не вернемся к этой стилистике

– Презентованная на тульском концерте пластинка «Ангелофрения» получилась абсолютно не похожей на все, что делала раньше «Мельница». Вы не задумывались о том, что такие «крутые повороты» болезненно воспринимаются поклонниками?

– Да, так и есть. Но если мы, приходя в студию, будем думать лишь о том, как нас воспринимают, то перестанем развиваться. Это очень тормозит, и нужно ориентироваться только на себя, свое чутье, собственное вдохновение. Вот что сейчас «прет» – то и нужно делать. Именно таким образом сложилась «Ангелофрения». Я написала большинство песен за полгода – это очень быстро для меня. И когда мы приезжали на студию делать аранжировки, было уже понятно, что они получаются в ключе рок-музыки. Но это совершенно не значит, что следующий диск будет продолжением «Ангело­френии». Вполне возможно, он выйдет диаметрально противоположным, потому я и говорю, что «Ангелофрения» – концептуальная пластинка. Мы все ею чрезвычайно довольны: это десять треков, каждый невозможно вычеркнуть с того места, которое он занимает, и совершенно не нужно туда что-то еще добавлять.

– Суть фолк-музыки в том, что она выражает национальную идентичность. Способен ли на то же самое фолк-рок?

– Думаю, все зависит от восприятия. Кстати, на ощущение идентичности сильно влияет не только содержание, но и форма, мелодия в частности. Мы ориентируемся сейчас на рок, и если эта музыка не в силах передать того народного, она передаст что-то другое, но тоже важное.

– Вас можно видеть на таком фестивале, как «Дикая мята», но никогда на «Пустых холмах»…

– Вся штука в том, что у нас был запланирован концерт на «Пустых холмах» пару лет назад и мы просто туда не доехали. Алексей Денисов, который тогда был в оргкомитете фестиваля, а сегодня сопровождает нас, позвонил и сказал: «Ребята, лучше не приезжать». Там было страшно. Ну, «Пустых холмов» больше не существует, это вам Денисов лучше расскажет.

– Вопрос вдогонку: если б не жуткая непогода на вошедших в историю как грязные «Пустых холмах», вы бы приехали?

– Конечно, мы бы приехали. Это был бы красивый сюрприз: мы никому не говорили, что будет концерт Хелависы: в программе я значилась как Наташа. Но в итоге сюрприз накрылся из-за погоды. А вообще мы выступаем на любых фестивалях, если там выполняется наш бытовой, технический, материальный райдер.

– Ретровопрос. Еще до того, как группа «Мельница» записала первый студийный альбом, в свободном доступе находился ряд, судя по звучанию, кустарных записей. На них выросло целое поколение…

– Эти треки записывала я сама на чей-то чужой магнитофон, сидя на кухне. Было в тот момент ощущение, что это нужно сделать: зафиксировать, как я просто пою под гитару. И, видимо, оно оказалось правильным.

– Не могу не спросить про рождественскую пластинку, которую вы собираетесь записать.

– Дело в том, что когда мы готовили «Ангелофрению», то думали, что там будет не десять песен, а тринадцать. А потом поняли, что концептуальность десяти сердцевинных треков такова, что не стоит их сдабривать еще чем-то. Мы решили, что сохраним несколько подготовленных песен и сделаем расширенное переиздание альбома. Потом подумалось, что переиздать «Ангелофрению» было бы неплохо в акустик-версии. Но к этому моменту у нас образовалось уже пять треков, требовавших записи. И тогда решили, что никакого переиздания альбома не будет. Сделаем рождес­твенский диск, подобный выпущенному два года назад синглу «Береги».

Название песни, которая станет заглавной, пока не раскрываю, могу сказать, что там появятся еще четыре трека: «Дождь для нас» Виктора Цоя, «Призрачные кони», «Неукротимое племя» и песня «Дороги» с альбома «Ангелофрения», но сыгранная строго в акустике в режиме unplugged….