Квартирная безнадега

Проблемы приобретения собственного жилья возникают практически у каждой новоиспеченной семьи

Однако у жителей поселка Первомайского Игоря и Натальи семья не совсем обычная. Оба они – инвалиды. А значит решить квартирный вопрос для них практически нереально.

Проблемы  приобретения собственного жилья возникают практически у каждой новоиспеченной семьи

Игорь два десятка лет искал Наталью, нашел ее, и вот теперь воссоединившаяся пара вынуждена ютиться в тесной комнате на четвертом этаже общежития, куда с больными ногами забраться – практически подвиг.

Соперники – ступени

Встреча с главой семейства Игорем Кренделевым, инвалидом, страдающим ДЦП, по его просьбе состоялась на улице рядом с подъездом общежития в поселке Первомайском Щекинского района. На предложение встретиться сразу в комнате, чтобы лишний раз не мучиться подъемом по лестнице, Игорь наотрез отказался.

– Нет уж, давайте начнем наш путь с самого начала, раз уж вы приехали, – жизнерадостный Кренделев смотрит на перекособоченные ступеньки входа в подъезд как на соперника по спаррингу. Кренделев – спортсмен, занимается армрестлингом. Его накачанные руки частично компенсируют трудность передвижения на почти не работающих ногах. Детский церебральный паралич поразил нижние конечности Игоря и передвигаться удается, только опираясь на пару костылей.

Супруга Игоря Наталья – инвалид детства с таким же диагнозом. Она может передвигаться без костылей, но ходит с трудом. И высокие ступеньки для нее – как ежедневная тяжелая атлетика.

– Жалко, что вы не приехали зимой, – говорит Наталья, – здесь наледи бывают, и спускаться просто страшно. Хотя зимой я, наверное, и выходить бы не стала из комнаты. Мы, бывает, по несколько дней так у себя на этаже и сидим, когда гололед. Хорошо, если продуктами успели запастись заблаговременно…

Подъем по узким лестничным клеткам и высоченным порогам на четвертый этаж общежития занял минут 15. Не успев толком отдышаться, Кренделев костылем указывает в сторону нашего дальнейшего движения.

– Пойдемте, покажу вам свои хоромы, – тяжело дыша, смеется он.

Игорь и Наталья квартируются в общежитской комнате. Здесь все, как обычно и бывает в общежитиях. Маленькая комната, «кухонную» часть которой отделяет от спальни тряпичная перегородка. Общая кухня средней степени запущенности. Общий туалет, многие кабинки которого закрыты на замок – это «приватизированные» клозеты, ими пользуются только некоторые жильцы из тех, что живут здесь уже давно.

– Еще душ есть в подвале, но мы туда даже и спускаться боимся, – говорит Наталья.

Игорь Кренделев раскладывает на столе кипу документов и начинает рассказывать историю своих мытарств. Много лет подряд он жил в специализированном поселковом интернате. Вплоть до осени 2010 года, пока не отыскал наконец Наталью Сидоренкову, свою вторую половину. С этого момента начинается хорошая часть истории.

Эпистолярный «сериал»

Почти 20 лет назад Игорь проходил обучение в специализированном техникуме для инвалидов в городе Новочеркасске. Там Кренделев учился на обувщика. В этом же новочеркасском техникуме училась на швейного мастера и Наталья. Молодые люди познакомились, но по окончании учебного заведения им пришлось разъехаться.

Игорь уехал в Тульскую область. Будучи по рождению сиротой, у Игоря есть еще родственники в Узловой.

– Правда, они мне особенно-то и не помогали, – говорит Игорь.

В Тульской области Кренделева принял специализированный интернат для инвалидов в поселке Первомайском Щекинского района. Здесь инвалидам выделяют комнату, кормят и оказывают медицинскую помощь. Правда, за эти услуги из пенсии по инвалидности вычитается больше половины суммы. Для одиноких инвалидов, не способных обслуживать самих себя, конечно, нет другого выхода. Но у Игоря проблема ведь только с ногами.

Все эти годы Игорь искал Наталью. Писал письма своим однокашникам по техникуму, но все тщетно. И лишь в 2008 году отыскалась ее подруга, Наталья Селезнева, которая и подсказала ему заветный почтовый адрес. Началась двухлетняя переписка между Игорем и Натальей. А в прошлом году Наталья переехала к Игорю в Тульскую область.

– Нам предлагали остаться жить в интернате, – говорит Игорь, – но, сами понимаете, это не дело. Все-таки с совместным бытом мы совладать в состоянии. Нужно хоть какое-то отдельное жилье…

С тех пор Кренделев стал писать другие письма. В администрацию, в прокуратуру, президенту и премьеру, именитым российским политикам, тульским депутатам. Начался новый эпистолярный «сериал».

– Нам предлагали комнату в этом же общежитии, только на третьем этаже, – рассказывает Игорь, – но каждый раз забираться в подъезд с такими мучениями – это просто издевательство. Предлагали и в другом общежитии, на пятом этаже. Там тоже ступени не лучше.

Игорю с Натальей в итоге все же пришлось въехать в общежитие, забравшись на четвертый этаж. Но эту комнату семейная пара лишь арендует. Навсегда они здесь оставаться не собираются.

– Да, настали холода, осень, и нам пришлось переехать на четвертый этаж, – говорит Наталья, – потому как Игорь в то время уже выписался из интерната, и нам надо было же куда-то деваться.

– Это временное жилье, – говорит Игорь, – я потому и не стал соглашаться на третий и пятый этажи, потому что если нас туда поселят – то все, больше ничего не дадут. А это не дело – нам, с нашими ногами, выше второго этажа забираться вообще очень сложно.

Хождение по мукам

Игорь раскладывает по столу кипу фотографий, на которых запечатлены моменты его с супругой подъема и спуска по «спартанской» лестнице – эти фото Игорь обычно прикладывает к письмам в разные инстанции для большей наглядности.

– В нашей администрации мне отвечают, что для того, чтобы встать на очередь, нам необходимо где-то зарегистрироваться, – рассказывает Игорь Кренделев, – а где? Также мне отвечают в письмах, что нам нужно собрать целую кучу дополнительных документов. Мы готовы их начать собирать, но будет ли в этом смысл, если никаких вариантов более-менее сносного жилья нам не предлагают? Моей жене, например, чтобы собрать часть этих документов, нужно ехать в Новороссийск и потратить на это не один день. Легко ли это сделать с больными ногами? И где ей там все это время жить?

Игорь Кренделев показывает несколько письменных ответов из администрации МО рабочий поселок Первомайский. В одном из них сказано, что «… для внесения Вас в списки очередности граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, необходимо представить полный пакет документов». Далее идет список из восьми пунктов. «Дополнительно сообщаем, что Ваш вопрос находится на контроле в администрации МО р.п. Первомайский, и при наличии свободных комнат в общежитии Вам будут предложены новые варианты комнат», – также говорится в письме за подписью главы администрации МО р.п. Первомайский А.Д.Тишутина. Это письмо датировано декабрем прошлого года.

– Только вот когда? – возмущается Кренделев, – ведь эти свободные комнаты могут появиться и через год, и через два, и через десять! Определенности никакой, понимаете?

«И не знаешь, чего ждать»

В другом письме за той же подписью, но уже датированного этим годом сказано, что «…согласно Закону Тульской области № 722-3ТО от 07.07.2006 года «О порядке признания граждан малоимущими в целях учета и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений», для внесения Вас в список очередности граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, Вам необходимо представить полный пакет документов… Дополнительно сообщаем, что на сегодняшний день Вы нигде не зарегистрированы, что создает определенные трудности при рассмотрении Вашего вопроса».

То есть получается, что все замыкается на этой злополучной регистрации? Игорь Кренделев считает, что регистрироваться в тех жилых помещениях, в каких ему сейчас предлагают (общежитии и интернате) не имеет смысла.

– Тогда вообще у нас ничего добиться не получится, – говорит Игорь, – так навсегда там и останемся.

Однако, когда семья въезжала в злополучную комнату на четвертом этаже, где они сейчас и живут, ситуация с регистрацией чуть было не разрешилась в хорошем ключе. Хозяйка комнаты поставила условие – отдадите долги по плате за коммунальные услуги, помогу с регистрацией. Семья согласилась и платила раз в месяц приличную сумму, ровно половину долга вернули. Но после этого хозяйка комнаты перестала выходить на связь – не отвечает на телефонные звонки, найти ее стало невозможно. Так что ситуация становится еще более щекотливой.

– И не знаешь, чего ждать, – говорит Игорь, – случись что, так она нас просто выставит за порог и все. Мы же лишь арендаторы этой жилплощади. И куда нам идти в таком случае? В интернат? Нет уж. Не для того я оттуда выписывался, чтобы туда вернуться. Будем добиваться своего.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру