«Штандарт», зовущий к приключениям

Путевые заметки корреспондента «МК в Туле» прямо из-за штурвала

Фрегат под названием «Штандарт» – точная копия флагманского корабля Петра I, действующий учебный парусник, ежегодно участвующий в европейских регатах и фестивалях. И для того, чтобы попасть в его экипаж, вовсе не обязательно быть профессиональным моряком – наоборот, на его борт берут любителей, которым ну никак не живется без моря. В их числе и наш корреспондент Елена Кузнецова. Ей и слово.

Путевые заметки корреспондента «МК в Туле» прямо из-за штурвала
Люди, которые боятся приключений, остаются на берегу.

Вольный ветер, вольный город

Французы говорят, что есть три самых прекрасных зрелища: танцующая женщина, скачущий конь и корабль, который идет под всеми парусами…

За коня и женщину не ручаюсь, а вот с последним соглашусь. Лично у меня лицезрение парусника вызывает такую бурю эмоций, что я способна разреветься от переполняющих меня чувств. И не успела закончиться моя первая встреча со «Штандартом», как я начала собираться на вторую. Путь к кораблю мечты и в этот раз оказался тернист и непредсказуем. Проблемы с получением визы в посольстве Германии заставили нас ехать в Гамбург через Осло. Но все это стоило того, потому что плавание получилось в прямом смысле слова умопомрачительным.

Гамбург начал вызывать восторженные чувства уже на автобусной станции. Недаром этот город именуется вольным. Дух свободы витал в свежем воздухе, в небе с криками кружили чайки. И, самое главное, где-то тут был корабль, который нам еще предстояло поискать, бегая по набережной и высматривая до рези в глазах «свои» мачты. После пары часов метаний «Штандарт» был обнаружен, мы закинули рюкзаки на борт и спустились в кают-компанию ровнехонько к ужину. Начиналась та самая иная жизнь, о которой я так скучала целый «сухопутный» год. Подъем в семь тридцать, звон камбузной рынды, вкусная каша на завтрак, переполох в кают-компании перед утренним построением, «Капитан на палубе!» и подъем флага.

Меня распределили в вахту фока – передней мачты на судне. О ужас! То, чего я больше всего боялась, стало реальностью: попала в самую, как мне казалось, неудобную по времени и спящую меньше всего вахту, да еще одна, без подруг, которых забрали на расположенную ближе к корме грот-матчу. А вахтенный офицер Земеля только хитро улыбался. Меня определенно ждали приключения.

Через день мы отшвартовались. По широкой Эльбе шли «прогулочным шагом» со скоростью около двух узлов (на сухопутном это меньше четыре километра в час). Солнечная, почти безветренная погода располагала к спокойным расслабляющим занятиям – рыбалке, чистке медной посуды из штурманской, шитью и лежанию на реях. Расслабляющий эффект усилился, когда встречное течение вынудило нас болтаться на одном месте несколько часов. Тут у команды появилось новое занятие – смотреть на береговой маяк в надежде, что мы когда-нибудь уже оставим его за кормой.

Ночной штурвал

Приближалась полночь. Я вышла на палубу и не сразу поняла, где нахожусь. От увиденного перехватило дыхание.

– Смотри, как вода светится! – сказала подруга Ира, стоявшая у штурвала.

Я подбежала к борту и посмотрела вниз. И правда – светится. Хотя, может это свет бортовых огней… Или галлюцинации. Но на лениво ворочающихся волнах действительно виднелись зеленые отблески.

При взгляде на горизонт, густо усеянный огоньками, у меня закрались подозрения, что мы все еще идем по речке.

– А мы вообще где? В море, что ли? – уточнила я на всякий случай.

– Конечно в море, – послышался чей-то тихий ответ.

Выходит, на горизонте светятся бортовые огни кораблей. Вот уж не думала, что в море может быть так «многолюдно». А еще я нигде раньше не видела такого неба. Оно здесь бескрайнее и всеобъемлющее. Созвездия, млечный путь и туманности так явственно видны и объемны, что кажется, будто их можно потрогать. И где-то посреди этой бесконечности наш маленький кораблик, идущий на парусах к своей цели.

Я бы могла еще долго восторгаться окружающим, разгадывать тайны мироздания и сочинять красивые фразы, но пришло время фоку заступать на вахту.

– Лена, к штурвалу! – услышала я команду Земели.

Сердце, сделав кульбит в районе горла, ухнуло в пятки. Штурвал – и ночью! Но я же не умею! И с мыслью о том, что это не слишком удачная идея, я все же вцепилась в долгожданный руль.

И поехала своим первым, весьма затейливым курсом. Борясь с подкрадывающейся истерикой, старалась сделать так, чтобы нос корабля перестало мотать из стороны в сторону, а маяк на горизонте закрепился в одной точке. После того как капитан озадаченно поинтересовался у меня, куда я вообще правлю, все как-то наладилось, и курс перестал быть похожим на кардиограмму. Ну по крайней мере я предпочитаю думать так, считая себя матерым морским волком, которому в это плавание так и не пришлось вести корабль днем – только по ночам, ориентируясь на звезды, и даже в сильную качку, когда штурвал стремится вырваться из рук, не стесняясь больно стучать по подбородку рулевого. За штурвалом время летит незаметно, за штурвалом сонливость снимается словно рукой, за штурвалом не укачивает…

Ночью наша скорость не отличалась от дневной: все те же два узла. Маяк на горизонте заманчиво подмигивал, но никакие наши шаманские танцы, попытки вытянуть штурвал на себя и даже мощное заклинание «Земля, прощай, в добрый путь!» ветер не усилили.

До вожделенного маяка мы добрались только утром. Он располагался на маленьком островке в Северном море с затейливым названием Гельголанд. Население одноименного поселка составляет 1267 человек, а славится островок своими магазинами беспошлинной торговли и птичьим заповедником. На осмотр достопримечательностей у моей вахты было около двух часов. Внезапно попав под «эффект пьяного моряка», мы, слегка покачиваясь, отправились изучать окрестности. С Гельголанда нам предстояло отправиться в Бремерхафен, где проходила традиционная фестивальная неделя.

Котики, туареги, норвежцы

Шлюзовались и швартовались на рассвете. А я после получасовой борьбы с обвязкой отправилась укатывать фок-парус. Мы висели на рее втроем, любовались восходящим солнцем, посматривали на белых медведей внизу и слушали петушиные крики. А девчонки, укатывающие грот-брамсель, ко всему прочему любовались морскими котиками – им с такой высоты был лучше виден местный зоопарк.

Немцы основательно подготовились к массовому гулянию, раскинув на набережной десятки пряничных, сосисочных, палаток, торгующих гигантскими порциями мороженого, кристаллами Сваровски, деревянными игрушками и сувенирами морской тематики. Порт заполнили лодочки, катера, парусники. Буксир притащил шведского красавчика «Гетеборг» – реплику парусного судна 1745 года, который пришвартовался рядом с нашим «Штандартом», создав тем самым картинку красоты неписанной. Наш капитан и создатель, а также по совместительству боцман «Гетеборга» Бьорн, старинные приятели. Бьорн организовал и провел для нашего экипажа экскурсию по своему кораблю.

На стоянке в Бремерхафене наш экипаж проводил время с пользой, проливал палубу по несколько раз в день и заодно купался сам, устраивая шоу для туристов с обливанием друг друга водой из брандспойта, носил разорванные фок- и грот-паруса мастеру для починки. Для переноски самого большого паруса «Штандарта» понадобились почти все члены команды.

Капитан, заботясь о культурном развитии команды, отвел нас в одну из главных достопримечательностей города – музей климата «Климахаус». В этом сферическом здании воссозданы все климатические зоны планеты: тут тебе и Арктика с ледниками, и Сахара с песочком. Здесь можно прогуляться по тропическому лесу и побывать на островах, полюбоваться на рыбок в огромном аквариуме, полежать на огромном теплом диване под ночным небом, на которое проецируются видеозарисовки из жизни африканцев-туарегов. А после, долго поднимаясь по винтовой лестнице, оказаться прямо на небесах, услышать ангельское пение и пройти по звездному коридору.

В Бремерхафене к нам для съемок реалити-шоу о преодолении различных экстремальных ситуаций присоединились норвежцы: шестеро инвалидов с синдромом Дауна, которым, собственно, и предстояло преодолевать их, сопровождающие и съемочная группа. По этому торжественному поводу экипаж освободил свои насиженные места и переехал жить кто куда: под бак, в штульц, под стол в штурманскую и на лавки в кают-компании. Вот таким необычным составом нам предстоял переход в Норвегию. Сводки погоды обещали, что преодолевать точно будет чего.

Окончание в следующем номере.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру