МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Тула

Рассекречено дело карателя «СС» родом из еврейского поселения 

Родина карателя «СС» - еврейское поселение Укмерге - в годы Второй Мировой Войны оказалась без евреев. Они были уничтожены практически в первый год немецкой оккупации. Те, кто уцелели, навсегда покинули это место. 

Июль 1942 года, разгар Второй Мировой войны. В литовском Укмерге тайная полиция задерживает советского гражданина. Невиданная смелость или запредельная дерзость: нарушая комендантский час, беспечный молодой человек разгуливал по ночному городу. Позже с этого эпизода начнутся многочисленные допросы комсомольца, вступившего в ВЛКСМ в расчете «на лучшую жизнь», но очень скоро сменившего комсомольский значок на погоны унтер-капрала «СС».

Историй героев и предателей Второй Мировой в послевоенной литературе масса. Тысячи неизвестных до сих пор сокрыты в архивах ФСБ. Авторский вымысел, подчас – ничто по сравнению с протоколами допросов. Дело очередного военного преступника предано огласке. Уроженец Литовской ССР Василий Ефименко войну начинал комсомольцем в рядах советской армии, продолжал в стане фашистов, а закончил в качестве спецконтингента под Тулой. В его «послужном списке» добровольная присяга на верность фашизму, избиение военнопленных соотечественников, спекуляции немецким исподним, обманы и предательство местного населения. 

Уездный еврейский городок на полпути из Вильнюса в Паневежис находился под немецкой оккупацией с 1941 по январь 1945 года. Июльской ночью 42-го Ефименко бродил между городскими малоэтажками и еврейскими молитвенными домами, коих на конец XIX века в городе насчитывалось 11. Накануне войны иудеи составляли подавляющее большинство жителей Укмерге. А уже к концу января 1942 года в результате массовых казней, смертей от холода и голода в Литве погибло 185 000 евреев (80 % жертв Холокоста в Литве). Факт того, что многие литовцы содействовали нацистам и принимали непосредственное участие в геноциде, давно никем не опровергается. Лично Ефименко ни евреев, ни светских военнопленных не убивал. По крайней мере, об этом он заявлял на многочисленных допросах. Но в своих показаниях военный преступник часто путался. На первых допросах описывал детали избиения конвоируемых каторжников, после заявлял, что к побоям рук не прикладывал. Нестыковки в своих показаниях объяснял плохой памятью. Подозреваемому на момент допроса было всего 25 лет. 

Из Постановления на арест 

«Проживая во временно оккупированном немцами городе Укмерге Литовской ССР, Ефименко в мае 1943 года поступил на службу к немцам и был направлен в полицейскую школу «СС» (близ Риги) со сроком обучения в полгода. 

В июле был обмундирован в форму войск «СС», принял присягу на верность фашизму, а по окончании школы в звании унтер-капрала до июня 1944 года служил в «СС»-овском формировании в местечке Провинишки. 

В период пребывания в школе вместе с остальными курсантами выезжал в город Порхов Ленинградской области. [Порхов, вошедший в Ленинградскую область в 1927 году, был оккупирован фашистами в июле 1941 года и находился во власти оккупантов до февраля 1944 года – прим. ред.]. 

Как в Порхове, так и в Провинишках Ефименко охранял содержащихся в лагере военнопленных и гражданских лиц, конвоировал их на работу и обратно в лагерь, избивал». 

Сухие факты из официального документа развил в своих показаниях свидетель бесчинств вчерашнего комсомольца. 

«Примерно 4 и 5 декабря 1943 года на автомашине в лагерь привезли заключенных. Почти все они были военные. Немецкий комендант каждого арестованного опрашивал о составе преступления, после чего приказывал охране избить. Я в это время проходил мимо и хорошо видел, как Ефименко и еще трое избивали арестованных палками», - рассказал другой арестованный по фамилии Шуляк. 

Навалоотбойщик треста «Скуратовуголь» был арестован по ст. 58-1 «а» в августе 1948 года. Его допросы начались существенно раньше – в феврале 1945 года. 

На самом первом допросе следователя интересовало, почему призванный в ряды Красной армии ни дня не воевал на передовой, а предпочел вернуться в оккупированный немцами Укмерге и добровольно пошел учиться убивать соотечественников. 

За 38 марок в месяц Ефименко в течение полугода обучался общевойсковой дисциплине, вместе с остальными отрабатывал в литовских лесах боевые навыки. Затем присягнувших на верность фашизму перебросили в литовские Провинишки, где вырос огромный лагерь заключенных. 600 каторжников – мужчин и женщин - ежедневно изматывали на заготовке леса. Ефименко формально был старшим по конвоированию и этапированию заключенных, фактически - являлся охранником с правом избивать и даже убивать подневольных людей. 

«Я лично каждый день конвоировал заключенных - дезертиров, в том числе из немецкой армии, провинившихся полицейских, частично спекулянтов, - показал на допросе Ефименко. - Были ли среди них «политические» или советский партийный актив, я об этом не знаю. 

При каждом побеге охрана применяла оружие. Были случаи, что заключенных подстреливали. При моем конвоировании также были случаи побега, где я лично применял оружие. 

- Расскажите об этом случае. 

В декабре 1943 года я был назначен старшим конвоя над группой заключенных, человек 15. Заключенных вывели в лес на заготовку дров, где часа в три дня один из заключенных совершил побег. Я дал один выстрел в воздух и два по направлению побега, в результате этого заключенный, фамилию не знаю, убежал. 

- Были ли случаи избивания заключенных в лагере? 

Да, такие случаи были. В первых числах ноября 1943 года прибыла новая партия заключенных. Их опрашивали, а потом избивали». 

В 1944 году Василий Ефименко меняет место службы в карательных органах на должность кладовщика, где находится до мая 1944 года. Казалось бы, ничем не примечательное занятие, но у изменника Родины получается извлечь для себя хорошую финансовую выгоду. Он промышляет воровством в лагере и спекуляцией немецкого белья. За это однажды получил 7 суток гауптвахты. 

Обвинения следствия в связях с криминальной полицией и немецкими разведчиками изменник Ефименко не признал. Но его показания говорили об обратном. В том, что советский гражданин не принял советскую власть и имел против нее откровенный враждебный настрой, у следствия не вызывало сомнений. Признанный историками факт - на первом этапе литовцы воспринимали немцев как освободителей от советского режима, рассчитывая на восстановление независимости. Поэтому с начала оккупации мгновенно вышел из подполья вооруженный Литовский фронт активистов. 

Сторонники ЛФА организовывали диверсии против советских частей, чинили кровавые этнические расправы над местным евреями. Сохранились свидетельства истребления целых еврейских семей – от стариков до младенцев. 

Василия Ефименко, как изменника Родине, осудили по ст. 58-1 «а» УК РСФСР к 25 годам лишения свободы в исправительно-трудовом лагере. У осужденного изъяли имущество и все сбережения -14 тысяч 300 рублей, огромные по тем временам деньги. В последующей реабилитации ему отказано.

Читайте лучшие новости «МК в Туле» в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах