Анализ провели эксперты РАНХиГС. Свои результаты исследователи представили в таблице: для каждого региона отражены размер доплаты (рублей в месяц), а также возможность для субъекта осуществить «не ухудшающий переход на новую модель расчета».
Так, в Тульской области такой возможности нет. Кроме того, в прошлом году прожиточный минимум оказался выше фактического среднегодового прожиточного минимума всего на 500 рублей. Забегая вперед, отметим, что в некоторых регионах он вообще продемонстрировал отрицательный «баланс», отбросив неработающих пенсионеров за черту бедности.
Как считали?
По действующему законодательству неработающие пенсионеры, проживающие на территории РФ, общая сумма доходов которых меньше величины регионального прожиточного минимума пенсионера, получают доплату до уровня прожиточного минимума. При расчете размера доплаты в показателе дохода пенсионера учитывается все – пенсия, социальные и прочие надбавки.
Но уровень прожиточного минимума, устанавливаемый раз в год для расчета этой доплаты в конце предшествующего года, отличается от фактического уровня прожиточного минимума, применяемого для расчета уровня бедности, который точнее следует за ценами. Налицо рассогласованность, но при этом существующий порядок преследует цель ликвидировать бедность среди пенсионеров.
Для устранения рассогласованности двух показателей прожиточного минимума (для доплаты неработающим пенсионерам и для расчета уровня бедности) новым законопроектом предлагается установить единый подход к определению величины прожиточного минимума пенсионера в субъектах РФ: при социальной доплате учитывать фактическоую величину прожиточного минимума для пенсионеров за второй квартал предыдущего года.
Отметим, на сегодняшний день в некоторых регионах уровень прожиточного минимума для расчета доплаты неработающим пенсионерам выше федерального показателя.
Авторы законопроекта утверждают, что изменение методологии расчета не приведет к снижению доходов пенсионеров. У экономистов свое мнение на этот счет.
«В связи с тем, что в 2017 г. потребительская инфляция была ниже прогнозируемых значений, уровень прожиточного минимума, заложенный в алгоритм расчета доплаты Пенсионным Фондом, оказался в большинстве регионов выше, чем фактический прожиточный минимум пенсионера, который используется для определения уровня бедности. В целом по Российской Федерации «выигрыш» неработающего пенсионера составил 226 руб. в месяц», - говорится в материалах РАНХиГС.
Что это значит?
При переходе на новую методологию расчета прожиточного минимума пенсионера в целях доплаты неработающим пенсионерам, основанную на размере фактического прожиточного минимума во втором квартале предыдущего года, должен лежать принцип неухудшения материального положения людей преклонного возраста. А это оказалось возможным, утверждают эксперты, только в двадцати пяти регионах: Брянской, Ивановской, Курской областях, большинстве регионов Северо- Западного федерального округа, Республике Кабардино-Балкария, Краснодарском крае, Новосибирской, Томской, Амурской областях, Красноярском, Забайкальском и Приморском краях, Еврейской автономной области. В Тульской области, как и в остальных субъектах, новая норма законопроекта положение получателей не улучшит.
Для понимания, величина прожиточного минимума для пенсионеров за 2 квартал 2018 года установлена Постановлением Правительства Тульской области на уровне 8374 руб./мес.