МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Тула

Что высветило происшествие с оскорблявшей школьников тульской учительницей?

Что высветило происшествие с оскорблявшей школьников тульской учительницей?

Скандал с участием учительницы русского и литературы из Тулы, которая отчитывала учеников восьмого класса за нерадивость, отозвался далеко за пределами региона. Ролик, снятый одним из учеников, показало центральное ТВ, а педагога уже уволили.

фото: Елена Кузнецова. Скандал вскрыл проблемы образования и семьи.

Дело привычное?

Преподавательница «великого и могучего» отчитывала учеников за невыполненное домашнее задание, используя при этом отнюдь не язык Пушкина и Толстого, а отборную «неформальную» лексику, не стесняясь при этом ни оскорблений, ни нецензурных выражений.

Судя по тому, что «влетает» всему классу, провинившихся много. Скандал начинается с упреков девушке, которая явилась в школу с распущенными волосами. Но после преамбулы мишенью становится юноша: «Зачем вы сегодня пришли на урок, если не сделали домашнюю работу?» Следом достается родителям, которых в классе, конечно, нет: «Как на футбол отпускать несовершеннолетнего, так запросто, а как проверить, с чем он в школу идет – нет ни одного». «Я вас тащу, а вам параши надо ставить», – переходит на крик педагог.

Чуть позже становится понятна и главная причина гнева: «Вы три дня валялись без дела, а я все выходные не вылезала из-за компьютера. Глаза уже в кучу: то одно пришлите, то другое сделайте, то про это напишите. Я в 4 легла и в 5 встала. Прихожу на урок, а тут никто не готов. Девятый класс на носу – никого не допущу до экзаменов!»

«Дебилы», «идиоты», «проститутки», – сыплется на головы учеников. Некоторые выражения, к счастью, в видео «запикиваются».

Учительнице, которая до того завелась, что уже не может остановить безумный монолог, и невдомек, что один из восьмиклассников давно достал телефон и снимает происходящее.

Остальные ребята под градом упреков и оскорблений как будто окаменели. Встать и уйти из класса никто не решается. А крик наверняка разносится по всему крылу школьного здания. Но ни технички, ни педагоги, ни директор в класс не заглядывают, хотя это было бы логично: почему так шумно, и откуда мат? Может, пора вызывать скорую?

Вывод один: происходящее давно стало привычным явлением. Ребята молча выслушивают учительскую тираду, причем кого-то из них она просто не пробивает, потому что точно так же на них орут остальные учителя, а дома – родители. Другие же просто пытаются переждать «цунами», ведь на носу выпускной класс, и кому оно надо – проявлять характер, хлопать дверью и наживать врагов?

Позиция учителей тоже понятна. Половина из них ведет обучение по той же методе – возьми класс в ежовые рукавицы, задави положением начальника и вей веревки. Оставшиеся наверняка попросту не хотят портить отношения с коллегами. С работой-то туго и, если скажешь лишнее слово, вполне можешь остаться без зарплаты. И бог с ними, с чужими детьми, их родителями, психикой, судьбами, когда у самих – семеро по лавкам. Судить других – дело неблагодарное, но, думается, что начальство школы на ситуацию глядело сквозь пальцы, пока она не стала достоянием общественности. А потом – в лице уволенной «русички» нашло крайнего. Филолог, как сообщается, во время заседания комиссии по педагогической этике сама написала заявление об уходе.

А если подумать…

Между тем, поразмыслив, понимаешь, что не так уж учительница и неправа. Вот только некоторые цитаты из интернет-сообщества по этой теме:

– А что еще делать, если дети не учатся? Двойку поставить? Да восьмикласснику плевать на оценку, а успеваемость упадет – учительницу по головке не погладят. И проблема не решится, пока школьник не будет осознавать личной ответственности.

– Учительница постоянно вынуждена писать ответы на многочисленные запросы управления образования, готовить массу отчетов, заполнять электронные дневники. В результате абсолютно нет времени на элементарный отдых.

– Она совсем не плоха, она переживает за свое дело и пытается хоть как-то достучаться до лодырей. Но подростки зачастую жестокие, наглые и хамоватые.

– Учительница справедливо говорит, что никто из родителей даже не поинтересовался, а подготовили ли чада домашнее задание? И если мамам и папам это безразлично, то детям и подавно.

– В меня при советской школе трудовик вообще молоток кинул – и ничего, выучился, стал офицером. На выпускном мы над этим хорошо посмеялись, а отец пожал трудовику руку.

Впрочем, есть и диаметрально противоположные мнения:

– За невыученный урок или невыполненное домашнее задание ставится двойка. Ни при каких обстоятельствах детей нельзя унижать. Учитель должен прививать культуру своим примером.

– Те, кто находят правильными действия учителя, – вечно орущие начальники либо любящие наблюдать, как унижают других.

Тем временем прокуратура Пролетарского района Тулы проводит в образовательном учреждении проверку соблюдения законодательства об образовании. В ходе нее будет дана правовая оценка действиям педагога и администрации школы.

Заложники системы

Если честно, в этой ситуации одинаково жалко и ребят, и их педагога. А еще – родителей. В видеоролике, кстати, есть очень емкое определение, которое дала произошедшему сама учительница: «Вы дураки, и я вместе с вами дура». А все потому, что система школьного образования порядком прогнила. И все, что случилось, стало лишь следствием упрямой зубрежки ради ЕГЭ, упрощенных учебников и погони за оценками, а не за знаниями. Кажется, дети в школу теперь ходят общаться со сверстниками и меряться гаджетами, а наукой занимаются с репетиторами. Ну и, в конце концов, диплом и дремучий невежа купит – были бы деньги.

Этот ворох проблем не разгрести в одночасье. Зато уже здесь и сейчас можно признать, что во всех школах и во все времена детей отчитывали и стыдили. Только вот у одних учителей это получается необидно и неунизительно, а продуктивно, отчего хочется впредь не давать повода новым упрекам. А у других – примерно так, как вышло у героини видеоролика.

Не стадо

«Видеоурок», выложенный в социальные сети, кроме полемики о методах преподавания поднял еще одну острую тему. Нешуточный спор развернулся о поступке восьмиклассника, который выложил в сеть видео с урока.

– Родителям ребенка стоит задуматься над тем, кого они воспитали!

– Мы росли другими. Для нас учитель всегда был прав. А это не ученики, а слюнтяи, в сеть выложили, учительницу подставили. Хотя виноваты сами.

– Ученики как раз на протяжении всего монолога сидят тихо, как щенки, забитые мокрой половой тряпкой.

– В принципе ребята сделали все правильно. И эту беду надо лечить. Нам с детства внушают, что мы забитое немое стадо, которому даже не дано шанса открыть рот.

– Ребенка надо благодарить, что выставил эту запись в защиту себя и других учеников. Как еще можно защититься от произвола школы? Наших детей калечат за бюджетные деньги, а мы жалеем «палача».

– Подобный авторитарный метод делает из детей марионеток, которые не могут сказать «нет» ни хаму, ни преступнику. Более того, с возрастом они начинают реагировать только на громкий голос, наивно полагая, что прав исключительно тот, кто крикнет громче. А ведь с этой уверенностью они будут работать, заводить семьи и жить в обществе…

Не обойтись в этом деле и без психологической оценки произошедшего. Вот как оценивает инцидент доцент кафедры психологии и педагогики Тульского государственного педагогического университета Ксения Шалагинова:

– Обвинять в произошедшем только учителя нельзя. Причин случившегося несколько: низкая мотивация учеников, конец учебного года, усталость, праздничные дни. Конечно, здесь идет речь о непрофессионализме. Но понять учителя тоже можно: налицо эмоциональный срыв, который стал следствием сложившихся обстоятельств.

Что же касается действий и поведения школьников – с одной стороны, они, безусловно, молодцы. Молодцы, что не побоялись, не стали утаивать, терпеть оскорбления, унижения, отсутствие полноценного урока, поощряя тем самым дальнейшие действия педагога. Похоже, это был крик души о помощи, и дети, действительно, искренне верили, что это единственный и возможный правильный путь.

Тем не менее настораживает, что все было сделано втихаря. А ведь мы живем в открытом демократическом обществе, в котором, как мне кажется, выработались более конструктивные способы решения проблем и противоречий. Мой педагогический и родительский опыт позволяет говорить о том, что на современном этапе развития системы образования и администрация образовательных учреждений, и департамент, и Министерство, готовы к диалогу, к сотрудничеству, решению возникающих сложностей и проблем. Доказательство тому – наличие горячих линий, приемных часов, возможность обратиться лично, либо через портал госуслуг.

Хочется верить, что в этой ситуации все стороны конфликта извлекут для себя урок.

Читайте лучшие новости «МК в Туле» в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах