Боярин Шеин, ставший после вызволения из плена ключевым сановником в правительстве патриарха Филарета, являвшегося фактически главным руководителем страны в царствование его сына Михаила, ведал военными вопросами, как глава Пушкарского и Стрелецкого приказов. Он затеял войсковую реформу, в соответствии с которой начала реконструироваться Тульская засечная черта и планировалась вспомогательная линия укреплений Белев – Чернь – Меча – Данков, выдвинутая в степь примерно на сто верст южнее первого рубежа. Активизация грабительских набегов крымчан вынуждала ставить заслон на южной границе «Тульской Украйны», как называли тогда неспокойный регион. Как раз в те годы появились полувоенные-полукрестьянские поселения на Мече: Сторожа, Солдатское, Стрелечья (Стрелецкая) Поляна, Сторожевая, затем Ефремов. Все это были укрепленные пункты с выгодным для обороны положением, окруженные плодородными землями, которые засевали служилые люди со своими семьями, обеспечивая себя хлебом насущным.
На южном рубеже
В этот ряд маленьких степных крепостей встал и починок Дубовоцкий (Дубики), куда стрелецкий голова Марк Шеин пришел с братом Прокофием и 53 ратниками. Землю получили в награду за службу в Елецком остроге, но награда была с условием стоять здесь за всю Московию против степняков, которые ходили на Тулу по Муравскому шляху, а могли свернуть по Зеленковской дороге и еще раз отклониться на восток и перейти Мечу по Гусиному броду. А с Дубиковского холма просматривалась, да и сейчас видна обширная долина – удобное положение. Вот только воды не было, как глубоко не копали колодцы. Приходилось возить воду из родника, что у самой реки, на крутую гору. Не роптали – поселение было полувоенным. В архивных документах XVII века есть упоминания об участии внуков Марка Шеина в боях с крымскими татарами, а затем с отрядами разинцев.
Потомки основателя деревни вплоть до учреждения Тульской губернии в 1777 году числились елецкими помещиками. Однако им не очень повезло с наследием: поместье не располагало возможностями для хороших урожаев, тем более что оно многократно делилось в очередных поколениях, и праправнук основателя деревни, ставшей именоваться Дубиками, владел только двумя взрослыми крепостными и наделом в 13 четей. Его сын Фаддей значился в писцовых книгах уже однодворцем. Так потомки родовитых бояр превратились в обычных земледельцев, правда, самостоятельных и основательных.
Одна семья и вся Россия
Прямым наследником фамильной славы, но не состояния, являлся потомок Марка в X поколении Георгий Николаевич Шеин, храбро защищавший Родину во время Великой Отечественной войны в Заполярье, работавший после демобилизации секретарем парткома крупнейшего в области совхоза и председателем Шиловского сельсовета. В его семье, в Дубиках Октябрьского (Ефремовского) района, в 1947 году родились близнецы Владимир и Константин. Очень похожие друг на друга (что естественно) два брата выбрали разные жизненные пути. Владимир закончил Воронежский инженерно-строительный институт, сделал карьеру в дорожном строительстве и руководил отраслью в Калининской (Тверской) области, а Константин стал военным. Он окончил Рязанское военное автомобильное училище, позже – Военную академию тыла и транспорта, служил в трубопроводной бригаде, в Mинистерстве обороны СССР и РФ, участвовал в специальных операциях в Афганистане. Генерал-майор Шеин решал важные вопросы взаимодействия с союзниками в органах Варшавского договора. Уволившись в запас, Константин Георгиевич стал вице-президентом акционерной компании «Транснефтепродукт», где, в частности, курировал вопросы обеспечения войск горючим. После реорганизации компании возглавил фирму «АгроТэк» аналогичного профиля.
Отец близнецов, выйдя на пенсию, увлекся изысканиями о роде Шеиных и этим делом вскоре заразил обоих сыновей. Используя свою природную энергию и солидное общественное положение, Константин и Владимир активно включились в изучение родословной и в увековечение памяти о своих предках.
Самым известным из рода Шеиных являлся знаменитый полководец, соратник Петра I Алексей Семенович. Хотя он относился к другой ветви, но у дубиковских энтузиастов оказался с генералиссимусом общий предок – боярин Ивана Грозного Василий Дмитриевич Шеин. Дальний, но родственник.
В 2000 году братья объединились с несколькими однофамильцами и создали Благотворительный фонд имени Генералиссимуса А. С. Шеина и вошли в его руководство. По их инициативе, активной организационной и финансовой поддержке установлены памятный знак на могиле полководца в Свято-Троицкой Сергиевой лавре, бюст в Тобольске, где Алексей Семенович служил главным сибирским воеводой, снят фильм «Первый русский генералиссимус». В 2009 году в городе Азове Ростовской области был торжественно открыт величественный памятник герою русско-турецких войн, командующему царскими войсками в успешном 2-м Азовском походе Алексею Семеновичу Шеину. Проект создан по заказу Владимира и Константина заслуженным скульптором России М. О. Лушниковым.
По предложению братьев Шеиных их друг тульский писатель Валерий Ксенофонтов помог им углубить историю рода до середины XII века, обосновав архивными документами и сведениями, почерпнутыми из исследований ведущих российских ученых. На основании этих материалов написаны и изданы книги «Пять веков на службе Отечеству» и «Одна семья и вся Россия». В них представлена эстафета 30 поколений рода, который начинался с новгородских посадников Михалчичей, продолжался сподвижниками первых московских князей Морозовыми и выделился фамилией Шеины в XV веке.
Отдельное повествование посвящено прадеду первого русского генералиссимуса, герою обороны Смоленска воеводе Михаилу Борисовичу. Эта книга «Триумф и трагедия воеводы Шеина» вышла в 2014 году.