Десятилетие перемен
«Золотые двадцатые», «сумасшедшие двадцатые» – как только не называли десятилетие, пришедшее на смену периоду великих испытаний и потрясений. Любой из этих эпитетов подчеркивал особенность наступившего времени с его необыкновенной жизненной энергией, с новыми надеждами, появившимися у людей, переживших Октябрьскую революцию и первую мировую войну.
– Органически связанный с эстетическим идеалом нового человека костюм 20-х годов XIX века должен был соответствовать новому образу жизни, социальному строю и являться носителем новых идей, новой морали, – рассказывает Лариса Николаевна. – Октябрьская революция изменила социальный состав общества, ликвидировав класс дворянской и буржуазной аристократии. Вместе с ним исчезли роскошные туалеты, не приспособленные к трудовой деятельности. Ведь мода – это феномен, который моментально откликается на все, что происходит в нашей жизни.
Красный цвет, цвет знамени революции, приобрел в этот период символическое значение в декоративном решении костюма. Платья из солдатского сукна или холста, прямые юбки, ситцевые блузки и кожаные куртки, красные платки и косынки, повязанные на лоб, – такой была одежда женщин в 20-х годах. Для костюма того времени было характерно полное отсутствие декоративных излишеств – кружевных отделок, оборок, рюшей, колец. Даже шляпы и сумки яркого цвета воспринимались как буржуазные элементы, враждебные духу нового быта, – отмечает дизайнер костюма.
Эмансипированные женщины 20-х годов стали делать короткие стрижки, заимствовать одежду из мужского гардероба, осваивать мужские профессии. Они наравне с мужчинами участвовали в спортивных состязаниях, в ралли, садились за штурвал самолета. А заодно добавляли в свой гардероб брюки, рабочие комбинезоны, лётные куртки. Словом, всю ту одежду, в которой можно было осваивать «мужское пространство».
– Стоит отметить, что в первые послереволюционные годы была сильна когорта модельеров, которые имели тесную связь с Западом. Они имели возможность ездить беспрепятственно в Париж, заимствовать новые тенденции, лекала. В 30-е годы завершилось строительство «железного занавеса». Мода в Советском Союзе уже не подчинялась общемировым процессам и отставала на многие годы. Она была в страшном застое. Единственное, что осталось – это народный костюм. И выражалось это, в основном, в одежде для дома, которая шилась из льняных тканей, – рассказывает Ларичса Галкина.
От стиляг до хиппи
В послевоенные 50-е женщины начали постепенно приходить в себя и искать возможность сбросить аскетические платья и украсить себя чем-то более привлекательным. Стоит сказать, что в те времена и требования к женщинам и девушкам были достаточно высоки. Как на Западе, так и в СССР идеальная домохозяйка даже рано утром на кухне должна была быть с макияжем, на высоких каблуках и с аккуратно уложенными волосами.
– Мода 40-х – начала 60-х годов известна как эпоха стиляжничества. Желание лучше одеваться, слушать любимую музыку, быть похожим на своих сверстников в других странах было присуще многим людям того времени. Модой управлял огромный бюрократический аппарат. Тенденции внедрялись централизованно. Тем не менее среди художников-модельеров находилось немало энтузиастов своего дела. Основной темой продолжала оставаться народная одежда. Дань этой теме отдал молодой Зайцев, – рассказывает Лариса Галкина.
Шестидесятые годы в моде можно назвать революционными. Они ознаменовались сразу несколькими «сдвигами» в сознании модниц. В первую очередь, стоит сказать о появлении мини-юбки, которая стала не просто юбкой для молоденьких девочек. Она стала всеобщей любимицей. Их носили девушки и женщины независимо от возраста. Что говорить, если юбка даже у королевы Великобритании стала короче в это десятилетие. С тех пор мини-юбка так укоренилась в гардеробах прекрасного пола, что сейчас, спустя 50 лет, легче найти тех, у кого её нет.
60-е годы надели на девушек капроновые колготки, бикини, джинсы. Одевание девушек в брюки тоже стало знаковым событием. Именно в эти годы зародился стиль «унисекс». В моду вошли крупная бижутерия, бусы, очки на пол-лица, высокие сапоги и подошва «платформа». В макияже большее внимание стало уделяться глазам и меньшее – губам. Стрелки-ласточки, черные тени и в тоже время телесный цвет помады или блеска делали образ более невинным, чем это было в 50-х. В то же время появились и «геометрические» стрижки, отличающиеся ровными срезами и точными линиями.
Стоит отметить, что в это время родилось еще одно направление – хиппи. Сегодня словом «хиппи» называют даже стиль одежды, стиль молодых, раскрепощенных, бросающих вызов обществу молодых людей.
Силуэт «Х»
Устав от небрежности хиппи и кричащих ярких нарядов, мода снова потянулась к роскоши, блеску и элегантности. Простота и естественность отошли на второй план, в 80-е главное было – показать свой шикарный внешний вид и материальные ценности. Было открыто множество курсов аэробики, где женщины приводили свои тела в идеальные формы.
– С 1980-х годов, особенно с начала перестройки, зарубежная мода стала приходить к нам с маленьким опозданием. Журналы мод – таллинский «Силуэт», «Ригас модес», «Модели сезона» – начали публиковать информацию о западных модельерах и последних показах. В это время работали молодые модельеры В. Андриянова, Т. Парфенова, начал свою деятельность В. Юдашкин, – рассказывает Лариса Николаевна.
Одним из отличий моды 80-х было обязательное наличие плечиков. В моду вошел силуэт «Х». Восьмидесятые отметились также огромным количеством сваренных джинсов. Варили часами до появления переходов светлых и темных тонов. Некоторые их потом ещё разрывали и крепили булавками, но это уже была скорее уличная мода. Модными считались обтягивающие штаны, джинсы. Для девушек это была возможность продемонстрировать соблазнительные изгибы своего тела.
Больше всего в 80-е досталось прическам. С помощью лака над волосами издевались, как могли. Глядя на старые фотографии Мадонны, можно увидеть, до чего доходила фантазия стилистов того времени.
«Гаремные» штаны и летние сапоги
Женская мода меняется очень быстро, бывает, задерживается всего на пару месяцев или сезонов, и все опять закручивается заново. Бывает, сложно уследить за новыми тенденциями, а если женщина еще неважно разбирается в веяниях моды, то такие скачки не проходят для нее бесследно. Она начинает путаться, скупать все новинки подряд, становясь очередной жертвой моды. А если еще и не умеет комбинировать новые купленные вещи, то ситуация становится совсем плачевной.
Современные направления моды куда более терпимы и менее категоричны, чем в былые времена, когда «модные фасоны» регламентировались строго до сантиметра. Сегодня большинство женщин предпочитают быть в тренде, в то время как мужчины воспринимают их модный образ как вызов соперницам, а не желание понравиться сильному полу.
Возникает вопрос, а не опасно ли женщинам следовать экстремальным предложениям моды? Взять, например, так популярные в Европе, штаны-"гаремы". Конечно, если музыкальное направление RNB не чуждо девушке, и ее друзья тоже предпочитают такую одежду с «запасом» – проблем нет. А если это первое свидание, то новоявленный поклонник может сбежать и больше не вернуться.
Еще одно не новое направление, очень полюбившееся нашим соотечественницам, – милитари и унисекс. Солдат Джейн – на очень большого любителя, да и не разберешь с первого взгляда, кто перед тобой. Полюбившиеся модницам современные валенки – угги большая часть мужской половины человечества считает кошмаром, недоумевая, как женщины умудряются носить эту обувь не только с брюками, но и платьями. Все это относится и к летним сапогам – они скрывают то, чем женщина должна гордиться.
– Мода – это не единственное решение нелегкой задачи под названием «хорошо выглядеть». Главное – найти свой стиль, идеально сочетающийся с типом внешности, подчеркивающий образ жизни женщины, ее характер. Кто-то от природы награжден чувством стиля и умеет преобразить свой наряд и образ в целом так, что окружающие искренне восхищаются, в чем-то подражая, а иногда и завидуя. Можно не отходить от своего стиля, просто время от времени видоизменять его, подстраиваясь под веяния моды, не изменяя себе. Гнаться за модой в любом случае не стоит, – отмечает Лариса Галкина.