Поддерживает ли церковь обряд крещенского купания и есть ли в нем духовный смысл, рассказал настоятель тульского храма св. великомученика Димитрия Солунского протоиерей Максим Троеглазов. По словам протоиерея, церковь никакого отношения к погружению в ледяную прорубь не имеет, а сам процесс купания – ничто иное, как новомодное веяние. - Что касается такой популярной в последнее время практики купания в прорубях и источниках на Крещение – то это вовсе не древняя, а совершенно новая традиция, которая, по сути, к празднику не имеет никакого отношения. Крещенские купания для Русской Православной Церкви не традиционны – они не основаны ни на святоотеческом опыте, ни на святоотеческом наставлении. Ни в исторической литературе о Древней Руси, ни в воспоминаниях о дореволюционной России я не читал, чтобы где-то на Крещение прорубали лед и купались, - рассказал отец Максим.
Не купанием проверяется вера, утверждает священнослужитель, подчеркивая, что крещенские омовения в проруби не очищают человека от грехов: это языческие суеверия, и ничего общего с церковным учением они не имеют.
- В самой этой традиции нет ничего плохого, только надо понимать, что Церковь никого к купанию в холодной воде не принуждает. Новая мода крещенских купаний по-человечески понятна – это некий поступок, возможность, окунувшись в ледяную воду, показать свою «удаль молодецкую». Но нельзя забывать о том, что купание в ледяной воде – неизбежный риск для здоровья, совершаемый сознательно и добровольно. Риск, который вступает в противоречие с Евангелием («Написано также: «не искушай Господа Бога твоего» (Мф. 4:7)), ведь от этого риска нет никакой пользы. И, что самое главное – в окунании в прорубь нет высшей цели служения Богу и ближнему. Известны случаи, когда люди сильно простужались, обмораживались и даже умирали после такого купания, поскольку сердечно-сосудистая система даже здорового человека при экстремальном охлаждении испытывает перегрузку и дает сбой, - подчеркивает Максим Троеглазов.
Сегодня отношение к крещенским купаниям внутри самой Церкви не имеет единообразного подхода – кто-то практикует купания внутри прихода, даже при участии священников, кто-то категорически против, кто-то смотрит на все происходящее как на народную традицию.
- Мне как православному священнику особенно печально наблюдать, когда в крещенский сочельник храмы стоят полупустые, а в городском парке около прорубей собираются тысячи людей, считающих себя православными. Среди них много и шумных, веселых сторонников здорового образа жизни. Бывает, что купания нецерковных людей проходят с непотребными шутками и неумеренной выпивкой. Что тут можно говорить о благоговении?.. Но и многие из тех, кто не позволяет себе никакого непотребства, на службу не приходят – купаются и считают, что приобщились к празднику. Празднование святого Богоявления переходит в увеселительное мероприятие, в народное гуляние. Многие люди в течение суток стоят в очереди, чтобы попасть к «иорданям» на водоемах, толком не понимая, зачем, не отдавая себе отчета, что это не народный обычай, не часть фольклора, а прикосновение к святыне.…Когда-то в древней Церкви празднование Богоявления Господня было установлено ради достойного ответа еретикам, отрицавшим Святую Троицу. Сегодня на праздник восстает новая ересь – массового купания – ради экстрима, здоровья, бодрости и «смывания» грехов.
С моей точки зрения, хочет человек – пусть ныряет, но пусть делает это осознанно, понимая, что его ныряние в проруби без духовного осмысления не приблизит его к празднику, - отметил отец Максим.
В заключении протоирей Максим Троеглазов привёл в пример случай, который рассказал современный греческий священник. На Святой Горе Афон возле почитаемого источника в честь Божией Матери остановился автобус с русскими туристами, которые разделись и поспешили окунуться. Местные монахи смотрели на них с душевной скорбью, ведь приезжие не понимали, что совершают кощунство. Ни в Греции, нигде в мире такого обычая больше нет.