В Тульской области продолжаются экспедиции на месте падения советского самолета

На Белевщине выясняют судьбу трех советских летчиков

На Белевщине выясняют судьбу трех советских летчиков

Следопыты организации «Тульский Искатель» провели в Белевском районе на месте падения в годы войны советского самолета очередную – вот уже седьмую – экспедицию. Полевой лагерь был разбит прямо в лесу рядом с воронкой – энтузиастов из нашего региона и Московской области не смутили ни холод, ни короткий световой день.

– Армейская палатка с дровяной печью, мощные электрические светильники, «запитанные» от бензогенератора, и другие технические средства позволяли не тратить, как в былые времена, большую часть времени на борьбу с тяжелыми погодными условиями, а полностью погрузиться в работу, – рассказывает участник экспедиции Олег Золотарев. – И это не замедлило сказаться на ее результатах: после обнаружения остатков второго двигателя первоначальные предположения о том, что туляками найдены обломки истребителя ЛаГГ-3, потеряли под собой почву. Консультации со специалистами в области фронтовой авиации позволили определиться – обнаружено место падения пикирующего бомбардировщика Пе-2. А это значит, что поисковикам теперь предстоит установить судьбу не одного, а трех советских пилотов! Именно столько насчитывал экипаж этого большого двухмоторного самолета, летчики которого до сих пор по сводкам наверняка считаются «не вернувшимися с боевого задания». Словно в подтверждение этого в нескольких метрах от найденных еще в начале раскопок фрагментов парашюта вновь стали попадаться обожженные куски перкаля (хлопчатобумажной ткани повышенной прочности) – вполне возможно, что теперь уже от второго парашюта. 

Значит, кто-то оставался в самолете до последнего… Может быть, стрелок-радист, сидевший в хвосте и убитый во время воздушного боя – а подтверждением тому, что Пе-2 вступил в схватку, служат советские стреляные авиационные гильзы.

По словам поисковика Михаила Власова, на месте гибели авиамашины нашими земляками перелопачено уже порядка девяти кубометров земли. Почву тщательно проверяли на предмет обнаружения в ней деталей или останков летчиков. То, что кто-то из «сталинских соколов» погиб, подтверждает наличие в земле не только парашютов, но и остатков обуви. Искатели считают, что, скорее всего, передняя часть самолета при ударе о землю была вся снесена, а вот задняя, возможно, более-менее уцелела.

– Начинали в яме трудиться в 9 утра и работали допоздна, до полуночи, а то и позже, – поделился Михаил Власов. – Копаем и в глубину (углублялись на 2,5 метра), и в ширину. Много ли еще копать? Считаю, что перед нами пока – только вершина айсберга, поскольку от двигателей только небольшие фрагменты извлекли, процентов десять в лучшем случае. Но большая удача в том, что мы нашли номера двигателей. А сами моторы, возможно, еще глубже лежат: металлодетекторы показывают, что железо есть, но оно под труднопроходимым слоем глины и камней. Был такой поисковик Михаил Романов из Псковской области, который поднял десятки самолетов. Так вот, у него однажды спросили, какая экспедиция была самой сложной? Он сказал, что та, в ходе которой самолет извлекали из глины с глубины 9 метров!

– Как таковых там целиковых двигателей и не будет, – уточнил поисковик Евгений Боравлев. – Там только их обломки. Слишком сильным был удар самолета о землю и слишком «тяжелая» там оказалась почва. «Вгрызались» лопатами в плотную глину – в ней попадались фрагменты самолета, а под глиной идет слой авиационного масла. Под маслом – снова глина, а за ней – опять железо. Вверху легкие детали – обшивка и прочее, а ниже – тяжелые детали.

Искатели обнаружили и несколько фрагментов костных останков, но стопроцентно утверждать, что они человеческие, никто не отваживается.

– В земле попадаются кости лося, – добавил Боравлев. – Они встречаются на глубине 50 сантиметров и уходят дальше на метр и даже больше. Нас спрашивают: «Не на лося ли упал самолет?» Возможно, что животное просто упало в яму, образовавшуюся при падении бомбардировщика – она, скорее всего, была большая, лось поломал ноги и выбраться не смог. И произошло это, предположительно, лет 50-70 тому назад.

А еще на двухметровой глубине лежали два подкрыльевых реактивных снаряда. Их уже передали саперам МЧС, которые и уничтожили боеприпасы. В земле вперемешку с обломками самолета попались и гильзы немецкого оружия – от маузера и ракетницы. Возможно, немецкие летчики нуждались в подтверждении того, что они сбили советский борт. Поэтому гитлеровцами были направлены наземные разведгруппы  к  месту падения самолета, чтобы, помимо прочего, собрать трофейные документы и проверить: может, кто-то из экипажа остался жив.

– Кто первый из вражеских разведчиков туда добрался, тот дал сигнал для остальных – выстрелил из винтовки, чтобы остальные вышли на звук. Или пальнул из ракетницы. То, что именно так могли разворачиваться события, подтверждает найденный в германском архиве рапорт касаемо другой советской авиамашины: немецкая группа прибыла на место в таком-то квадрате, обнаружила куски самолета и зафиксировала это. Кстати, возможно, у группы, побывавшей у белевского самолета, с собой могли быть и фотоаппараты, – предполагает Власов.– Кстати, мы уже накопали столько деталей, что они вместились в 11 коробок! Этого может хватить для нескольких музеев. Но хотелось бы все это видеть в одном месте – скажем, в музее у мемориала «Защитникам неба Отечества» в Туле.

А Олег Золотарев добавляет: конечно, работа еще далека от завершения, экспедиции под Белевом продолжатся, но то, что уже удалось узнать – обнадеживает. Установлены номера обоих моторов самолета – а это уже дает серьезные основания для определения заводского номера бомбардировщика, а значит, и имен членов экипажа, отправившихся в тот последний полет.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №47 от 16 ноября 2016

Заголовок в газете: Кто-то оставался в самолете до последнего…

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру