В тульском театре драмы показали "Расточителя"

Как сделать классику не скучной

Режиссер Родион Овчинников, поставивший в Тульском академическом театре драмы «Расточителя», буквально взорвал действие произведения Николая Лескова. Неспешное повествование драматурга опрокинуто: здесь все – вихрь, ураган, «половодье чувств». И главная движущая сила, воплощение всех страстей сразу – купец Фирс Князев, роль которого исполнил сам постановщик.

Как сделать классику не скучной
фото: Елена Кузнецова

С первых минут спектакля он приковывает к себе зрительское внимание: этот неуемный персонаж – словно огонь бушующий, все его чувства – через край. Недаром в начале Князев охлаждает буйну голову, окуная ее в ведро с водой – одна стихия гасится другой. Иначе, кажется, здесь вспыхнет все, и займутся пламенем условные декорации в форме креста, которые в самом начале раскручивают, как карусель, два персонажа, помеченные в программке, как «черная сотня».

Про скупое на первый взгляд оформление сцены, созданное самим режиссером, можно говорить много: здесь есть и минимализм сегодняшнего дня, и необходимая подсказка зрителю, которому лесковский текст 150-летней давности может показаться сложноватым. Чего стоит трансформация этого грохочущего лопастями стола в тюрьму, где мгновенно оказывается замурованным молодой купец Иван Максимович Молчанов (Андрей Харенко)!..

Новый спектакль с уверенностью можно назвать удачей нашего театра, где все чаще – в духе времени – зрителя стараются рассмешить, повеселить. На «Расточителе» у публики эмоций сполна: есть возможность и посмеяться, но в основном ее сподвигают размышлять, а еще – сопереживать, на что и рассчитывал писатель, создавший в 60-е годы XIX века эту драму из русской жизни.

В то время она считалась передовой, поскольку темы затрагивались самые актуальные, и употреблялись новые – модные! – слова. Когда Молчанов пытается улучшить положение рабочих, против этого решительно восстают все, а прежде всего – Князев и городской голова Колокольцев (Юрий Богородицкий).

«Ты там своим рабочим долю назначаешь… Это – социализм… Когда тут нам в эти годы с рабочими сентиментальничать! Ведь это в литературе хорошо сочувствовать стачке рабочих… Ты знаешь, я и сам этому сочувствую и сам в Лондоне на митинги хаживал», – так комментирует действия купца градоначальник.

Чтобы монологи персонажей не звучали, как нравоучительные, режиссер сумел сделать действие невероятно динамичным. Здесь все и вся находится в постоянном движении: Князев, толкующий о судах и деньгах, при этом гоняется за думским секретарем Минутко (Валерий Жуков), швыряет в него ведро, плещет водой.

А Колокольцев, «по-модному» завитый и одетый, вдруг делается болтлив на отвлеченные темы, жестикулирует, дурачится, разливает вино по стаканам, а потом уже переходит к «сурьезу», который на подобном контрасте выделяет для себя и публика.

Таким образом произведение Николая Лескова словно заново прочитывают для современных зрителей, точнее – вместе с ними, отходя от скучных шаблонов школьной программы, но и не пытаясь «переместить» героев в день сегодняшний.

Родион Овчинников пошел по собственному пути: он не переносил время и место действия, но пороки человеческие изобразил столь выпукло, что они предстают не просто карикатурно, а безобразно – особенно в том свете, который исходит от уже упомянутых риз.

И разве ложь, предательство, стяжательство, жадность изжили себя? Потому и спектакль, где нарядно одетые герои говорят цветистыми фразами, вдруг становится актуальным – про нас.

Вкрадчивый и жадный Минутко, манерами напоминающий кота, подстерегающего мышь: как только выгода забрезжит, он – тут как тут. Лощеный, игривый красавец Колокольцев мгновенно преображающийся в жестокого ловкача. Даже добродушный, слезами истекающий «за правду» Калина Дробадонов (Борис Заволокин) тут же способен откреститься от нее – под вроде и благовидным предлогом.

Про Князева, инициатора всех событий – речь особая: властен до жестокости, жаден до патологии, эдакий фюрер губернского масштаба.

Особенно явно это проявляется в сцене суда над Молчановым, где герои то монотонно произносят речи, то в унисон частят… А Иван Максимович ничком лежит на сцене на подушке: страшный сон, где против него сплотились бывшие близкими люди, и уничтожают, предают, и нет сил проснуться и разогнать наваждение.

Разумеется, за раскрытием социальных пороков не была забыта и вечная тема любви – тут страстей и переживаний еще больше. Недаром же у французов есть поговорка, что все истории войн написаны женской помадой: не только из боязни, что нарушится порядок в обществе, Князев подводит под суд Молчанова: оба влюблены в Марину (Лариса Киеня), каждый по-своему пытается заполучить ее. И невероятная женщина, которая появляется на сцене, – подтверждение их сумасшествия: нежная, пылкая, обольстительная, искренняя: такая может только во сне присниться.

Но тут появляются помехи: жена Молчанова – Мария (Наталья Красильникова), красавица, румяная, как матрешка, как может, бьется за свое счастье.

А ее мать Анна Семеновна (Наталья Дружинина) оказывается в молодости «амуры крутила» с Князевым, и сейчас не готова его уступить молодой сопернице – бесхарактерный супруг (Анатолий Кирьяков) в этом ей не помеха. Ах, как хороша актриса в этом новом амплуа, в котором не представала прежде – а ведь надо было избавиться от штампов, которые появились за годы на сцене и уже понравились зрителям, а это под силу далеко не каждому лицедею. Дружинину публика любит и знает другой – тонкой, интеллигентной, чуть ироничной. И вдруг – вихрь, сметающий все на своем пути, еще одна стихия – под стать Князеву.

Но выделять отдельные роли здесь невозможно, хочется отметить актерский ансамбль, где каждый исполнитель буквально превзошел себя. Во всяком случае, на сцене ТАТД такого зрелища не было давно.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №17 от 20 апреля 2016

Заголовок в газете: Такой понятный Лесков

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру