В Большой Туле работает группа анонимных наркоманов "Сталкер"

Из наркотической зависимости легче выбираться сообща

Из наркотической зависимости легче выбираться сообща
Фото: Елена Кузнецова Люди приручают болезнь вместе.

– Занятия в группе взаимопомощи для меня как инсулин для диабетика: без них я просто умру, – говорит Юля, бросившая наркотики около пяти лет назад. – Это заболевание не уйдет окончательно, но его можно держать в узде с помощью таких же, как ты.

Каждый вечер эта молодая женщина спешит в группу «Сталкер», в одну из многоэтажек поселка Октябрьский. Здесь ее примут, поддержат, поделятся личным опытом. Помогут перейти на следующую ступень программы «12 шагов».

Полная трезвость

Перед Новым годом группа «Сталкер» получила-таки ключи от более комфортабельного помещения на Красноармейском проспекте, 46, в Туле, с отдельным входом. Сейчас бывшие наркоманы своими силами делают там ремонт, отпраздновать новоселье можно будет через месяц.

Принципиально формат встреч в новом офисе не изменится. Как всегда на час–полтора здесь будут собираться по 20–30 человек. Чаепитие, тренинги, исповеди, от которых у посторонней публики волосы встали бы дыбом. Обсуждение конкретных проблем с поиском их решений. В конце встречи – шапку по кругу. Здесь нет вступительных взносов, взаимопомощь может быть только бесплатной, но деньги бывают нужны на тот же чай. А еще на литературу, визитки, которые волонтеры общества оставляют в десятках мест. Ведь главная цель – донести информацию о возможности выздоровления до тех, кто употребляет наркотики и не видит выхода из этого тупика.

Международное некоммерческое сообщество «Анонимные наркоманы» существует с 1953 года, 131 страна мира убедилась в эффективности программы «12 шагов». В России первые «Анонимные наркоманы» зарегистрировались как общественная организация в 1990 году, сегодня они устраивают встречи в 153 городах. Тульское сообщество недавно отметило 15-летие, своя группа взаимопомощи есть в Новомосковске.

«Сталкер» успешно взаимодействует с органами власти, лечебными и социальными учреждениями, религиозными структурами, УФСИН, ФСКН, УВД, аптеками, СМИ… На деле это выглядит так: волонтеры идут в наркологические отделения, где ребята проходят дезинтоксикацию и рассказывают о программе «12 шагов», принципах взаимопощи – на своем, естественно, примере. Это признано наркологами всего мира: спонтанное участие активиста часто оказывается более действенным, чем отработанные приемы врача. Наркоман наркомана чует нутром, понимает как никто другой. И никогда не требует всего и сразу. Не употреб¬ляй героин сегодня. Не воруй – сегодня. Не ври – сегодня. И тогда можешь в завтра не заглядывать…

По мнению Дениса, ответственного за «горячую линию» сообщества, программу «12 шагов» не может пройти только тот, кто не в состоянии быть честным с самим собой. Таких, правда, много: по некоторым оценкам, из тысячи наркоманов к трезвости приходит только один.

Почему не могут бросить

74 процента выздоравливающих зависимых употребляли наркотики опийной группы, остальные – кокаин, первитин, марихуану, аптечные препараты…

– Врачи говорят, что потребители традиционных наркотиков еще имеют шанс избавиться от своей зависимости. А вот «дизайнерские» вещества последнего времени – спайсы, соли – разрушают психику полностью, – рассказывает Юля. – Так что прогноз на ближайшее будущее неутешителен: наркомана новой формации ни медицина, ни группа взаимопомощи из бездны уже не вытянет.

Юле веришь – она знает…

Тулячка из благополучной семьи, папа – высокопоставленный военный, мама – школьная учительница. Дома полный достаток, с девочкой занимались, ничто не предвещало беды. Но вот же – влюбилась в парня, вышла замуж, а через несколько месяцев супруг начал колоть героин. Поначалу это почти не мешало, тем более что любовь всегда глаза застит. У молодых был дом, машина, деньги, родился ребенок. Но довольно скоро мужу стало некогда работать: целыми днями шустрил, добывая дозу. И от разговоров, что надо завязывать, Юля перешла к действиям…

– Он меня ни к чему не склонял, я сама впервые укололась, чтобы понять, почему муж не может бросить. После трех–четырех инъекций я уже была уверена, что отныне обладаю той свободой, к которой всегда стремилась. Но оказалось, что это не свобода, а самое настоящее рабство…

Для супругов настали трудные времена. Они втянулись в систему распространения наркотиков, постоянно воровали, лгали, не смотрели за дочкой.

Тогда родители Юли проявили недюжинную твердость, которая, в конце концов, ее и спасла. Они выселили супругов в коммуналку. Отобрали машину и все имущество, кроме личных вещей. Ни разу, ни под каким предлогом не дали ни рубля. Забрали внучку к себе, но не как инструмент давления, а официально – написали заявление о лишении дочери материнства. Дверь родного дома захлопнулась перед Юлиным носом, казалось – навсегда…

– Теперь я знаю десятки похожих историй. Если родители начинают торговаться с наркоманом по схеме: «Мы тебе машину купим, а ты перестань колоться», они про¬играют точно. Я безмерно благодарна маме с папой за их абсолютное неприятие моего порока, – признается Юля.

Потом она попала в аварию и с черепно-мозговой травмой была все же доставлена в родные пенаты. Частный врач снял ей ломку дома. Когда состояние девушки улучшилось, ее отправили на тренинг для зависимых. Там она познакомилась с парнем из числа анонимных наркоманов и стала посещать группу «Сталкер». Не все получилось сразу, она срывалась, особенно когда решила вернуться к мужу, чтобы помочь ему бросить наркотики. Но вот уже 4 года и 7 месяцев Юля ведет абсолютно трезвый образ жизни. Это и называется «срок чистоты» на сленге тех, кто завязал и кто только мечтает об этом.

Муж – в тюрьме за сбыт наркотиков, он бросить не смог.

Благодаря любви людей

– Когда в офис анонимных наркоманов приходит новенький, это – мое. Я должен помочь ему, и если это удастся, я сделаю главное в жизни. Ведь только благодаря такому же участию, благодаря любви людей, которых на тот момент я даже не знал, мне удалось выбраться из состояния полного ничтожества, – говорит Андрей, пресс-секретарь общества анонимных наркоманов. О себе рассказывает, будто стреляет: каждая фраза бьет прямо в цель.

Родился в Новомосковске в семье алкоголиков, среди нищеты и бурных попоек. Если с родительского стола что-то смахивали, ему даже удавалось поесть… Подвал стал вторым домом. В 9 лет он пил уже до полной отключки, в 14 в том же подвале впервые попробовал опий внутривенно. Удовольствие требовало денег, единственный известный тогда Андрею способ их добыть – воровство. В 16 лет попал в Алексинскую колонию для малолетних, в 17 – еще раз. По возвращении так замучил свою бедную бабушку – последнего родного человека, что и та его выгнала. К этому времени от алкоголизма умер отец, от наркотиков и водки – многие одноклассники.

– Я окончательно разрушил отношения с людьми, полностью подорвал здоровье. Все ресурсы были исчерпаны, кроме жизни. Но она меня только тяготила, мысли о самоубийстве преследовали день и ночь. Больше выхода не было, разве что пресечь эту мерзость – меня. Но тут случайно я встретил одного парня, который изменил мою жизнь.

Новый знакомый привел Андрея в группу анонимных алкоголиков, и он воочию увидел тех, кто не хотел употреблять наркотики и не употреблял их. У всех семьи, работа, у некоторых собственный бизнес. А у Андрея трудно преодолимое желание сдохнуть…

Группа взаимопомощи оказалась единственным местом, откуда его никто не пытался выгнать. Более того, его откровения не вызывали здесь ни страха, ни отвращения, напротив – сочувствие, деятельную готовность помочь. Андрей уцепился за новых знакомых двумя руками.

Приятель, у которого было собственное обувное предприятие, дал ему комнату в коммуналке и работу. С тех пор Андрей только поражался, как много людей стремятся сделать для него хоть что-нибудь. Бесплатно. Так, будто это не столько ему, сколько им самим нужно…

Он отрабатывал, ступень за ступенью, программу «12 шагов», вытаскивал наружу детские проблемы, изгоняя обиды и комплексы. И на каком-то этапе понял: он не урод, он просто болен! Это помогло избавиться от жгучего чувства вины и желания убить себя.

Уже 4 года Андрей не употреб¬ляет ни наркотиков, ни алкоголя. У него тот же обувной бизнес, как и у его друга. Жена, ребенок, три работника по найму, материальные ценности, отчетность. Он ни разу никого не подвел.

За сталкеров

Ребята из сообщества анонимных наркоманов знают, что говорят: группы, подобные «Сталкеру», – ценный ресурс. Они занимаются адаптацией, социализацией, декриминализацией людей, совершенно пропащих, и им это удается! Наркоман всегда в чем-то инфантилен, а тут формируется зрелая личность.

Сообщество не интересуют политические пристрастия человека, его религиозная принадлежность, сексуальная ориентация, материальное положение, социальный статус… С госструктурами и общественными организациями они взаимодействуют, ни к кому не присоединяясь. Идеологии тоже нет. Их объединяет желание оставаться трезвыми, а «12 шагов» – всего лишь инструкция, как это делать.

Они считают, что государству можно будет не тратить больших денег на содержание реабилитационных центров, если сталкеров – проводников из одной реальности в другую – будет больше.

Будем надеяться, они правы.

Телефон «горячей линии» сообщества анонимных наркоманов в Туле – 8-915-694-84-94.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №14 от 1 апреля 2015

Заголовок в газете: Дай руку, сталкер!

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру