Предложения по модернизации института социального патроната в России*

Введение в России технологий ювенальной юстиции, в том числе возможное принятие законодательства о социальном патронате вызывает волнение в родительских и педагогических кругах.

Одним из последних законопроектов в данной сфере предлагалось ввести новую форму «индивидуальной профилактической работы с ребенком, проживающим в семье, находящейся в социально опасном положении, и его родителями (законными представителями), осуществляемой органами опеки и попечительства», - социальный патронат.

Введение в России технологий ювенальной юстиции, в том числе возможное принятие законодательства о социальном патронате вызывает волнение в родительских и педагогических кругах.

Социальный патронат, по замыслу авторов законопроекта, должен был устанавливаться органом опеки и попечительства в случае, если по результатам обследования условий жизни, воспитания и развития несовершеннолетнего установлено, что родители или иные законные представители несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, создают своими действиями (бездействием) условия, препятствующие его нормальному воспитанию и развитию, и (или) отрицательно влияют на его поведение.

Кроме того, социальный патронат мог быть установлен судом при рассмотрении дел об ограничении или лишении родительских прав, если нет достаточных оснований для ограничения или лишения родителей (одного из них) родительских прав.

Работа по социальному патронату возлагалась бы на органы опеки и попечительства на основании акта органа опеки и попечительства о необходимости установления социального патроната и утверждаемого этим органом плана организации социального патроната. В связи с тем что социальный патронат представляет собой определенное вмешательство в семью, его осуществление предполагалось возможным только с согласия родителей (законных представителей) и с учетом мнения несовершеннолетнего ребенка, достигшего 10-летнего возраста.

В случае неустранения обстоятельств, явившихся основанием для установления социального патроната, по завершении установленного срока его осуществления и возникновения соответствующих оснований орган опеки и попечительства будет обязан предъявить иск о лишении родителей (одного из них) родительских прав либо об ограничении их в родительских правах.

Отличие социального патроната от деятельности, которую ведут в настоящее время учреждения органов социальной защиты населения, состоит в том, что не ребенок "механически" перемещается в учреждение, в которое он помещается под надзор, а специалисты, в помощи которых нуждается ребенок и (или) его родители (родитель), получают право и возможность при наличии решения органа опеки и попечительства о необходимости назначения социального патроната проводить реабилитационную работу с проблемной семьей с целью изменения ситуации и предотвращения изъятия из нее ребенка. При этом социальный патронат должен осуществляться на этапе, когда сотрудничество с ребенком и его родителями еще является возможным и эффективным без разрыва семейных отношений.

Несмотря на предполагаемые положительные перспективы и результаты введения социального патроната в РФ как одного из институтов ювенальной юстиции, существуют противоположные точки зрения, согласно которым необходимости введения нового института в системе по работе с несовершеннолетними в настоящее время нет, поскольку еще не до конца отлажены механизмы работы уже существующих элементов, таких, как опека и попечительство.

Кроме того, различные общественные объединения выступают против принятия указанных изменений в законодательство, ссылаясь на опыт зарубежных стран, где введение институтов ювенальной юстиции не привело к значительному улучшению результатов по обеспечению прав и законных интересов несовершеннолетних. Наоборот, по мнению противников принятия законопроекта, он приведет к необоснованному изъятию детей из благополучных семей, поскольку предлагаемые формулировки могут быть довольно широко истолкованы правоприменительными органами.

Именно поэтому несколько законопроектов по социальному патронату были отклонены, как нуждающиеся в существенной доработке.

Ряд предложений по совершенствованию института социального патроната был выработан Благотворительным фондом поддержки социальных программ «МИЛОСЕРДИЕ» в ходе реализации проекта по поддержке, сопровождению и ресоциализации неблагополучных семей, направленного на создание благополучной, развивающей среды для семей группы риска – среду для установления тесных эмоционально–духовных связей между благополучной семьёй и семьёй группы риска, с целью её сопровождения (попечительства). (При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 29.03.2013 №115-рп и на основании конкурса, проведенного Национальным благотворительным фондом).

Авторы проекта предлагают делегировать часть полномочий, предоставляемых в рамках социального патроната органам опеки и попечительства, другой, благополучной, семье.

В контексте проекта под благополучной семьей понимается семья, характеризующаяся психологической зрелостью родителей, где добровольно и качественно выполняются взаимные обязательства супругов по отношению друг к другу и детям, где поддерживаются моральные основы и общепризнанные ценности общества, где поддерживается система отношений с минимальным принуждением; это обязательно миролюбивая семья, способная к материальному самообеспечению, к деторождению и детовоспитанию; это семья, воспроизводящая человеческую культуру, сохраняющая ее и умножающая.

В основе механизмов проекта лежит тот же принцип согласия родителей (законных представителей) на вмешательство в дела семьи, который декларируется в социальном патронате.

Основные механизмы проекта:

– отношения семей строятся таким образом, что дети из семьи группы риска в любой момент могут обратиться за помощью в «попечительскую» семью;

– обязательное условие проекта – семьи должны жить в шаговой доступности друг от друга;

– дети могут путешествовать, участвовать в различных образовательных, развлекательных и др. программах и мероприятиях вместе с родителями.

Цели проекта:

Создать среду для установления тесных эмоционально-духовных связей между благополучной семьёй и семьёй группы риска, с целью её сопровождения (попечительства).

Задачи проекта:

• Оказать помощь неблагополучным семьям и семьям, которые действительно нуждаются в ней, не могущим самостоятельно справится с возникшими проблемами или справляющимся, но с огромным трудом.

• Выявление причин и факторов социального неблагополучия конкретных семей, в т. ч. многодетных, и их потребности в социальной помощи.

• Оказание помощи в получении разнообразных видов психологической, социально-педагогической, медико-социальной, юридической, реабилитационной, профилактической и иной помощи, а так же услуг по семейному консультированию и планированию семьи.

• Оказание поддержки неблагополучным семьям в решении проблем их самообеспечения, реализации собственных возможностей по преодолению сложных жизненных ситуаций.

• Социальный патронаж семей, нуждающихся в социальной помощи, реабилитации и поддержке.

• Анализ уровня социального обслуживания неблагополучных семей, прогнозирование их потребности в социальной помощи и подготовки предложений по развитию сферы социальных услуг.

• Привлечение различных государственных и неправительственных организаций к решению вопросов неблагополучных семей.

• Осуществление мероприятий по охране прав детей.

• Предоставление информации гражданам об их социально-экономических правах.

В проекте используется и адаптируется российский и зарубежный опыт работы с семьями группы риска.

В России волонтерские движения (по примеру православных сестричеств, которые помогают престарелым и сиротам) могут служить альтернативой социальному патронату, осуществляемому органами опеки и попечительства. Их поддержкой смогут воспользоваться молодые мамы, многодетные и приемные семьи и семьи в трудной жизненной ситуации.

Например, организация «Родительский мост» осуществляет профессиональное сопровождение семей с 1993 года, в т.ч. занималась разработкой технического регламента по оценке кризисности семьи. Регламент был разработан с учетом опыта, который специалисты фонда получили при мониторинге семей группы риска с кровными и приемными детьми во Фрунзенском районе Санкт-Петербурга. Этот проект был реализован при поддержке Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга. Для организации мониторинга и оказанию помощи нуждающимся семьям были скоординированы усилия органов опеки, отдела социальной защиты населения, государственных и негосударственных организаций. Задача была в том, чтобы свести все списки группы риска в единый список и установить контакт с семьей на добровольной основе, чтобы понять, в чем семья нуждается, и оказать своевременную информационную, социальную и психологическую помощь. Семьи, оказавшиеся в кризисной ситуации, были взяты на сопровождение.

Опыт реализации подобных проектов наглядно демонстрирует, что для решения проблем неблагополучных семей недостаточно усилий только государства или только волонтеров и некоммерческих организаций. Необходимо выработать нормативную базу, в которой учесть все возможные формы работы с семьей, оказавшейся в кризисной ситуации, но отдать предпочтение не императивным мерам, а методам, основанным на добровольности, взаимопомощи, соблюдении принципов сохранения семьи и семейного воспитания детей.

Ирина Владимировна Агличева,

кандидат психологических наук,

психолог Благотворительного фонда поддержки социальных программ "МИЛОСЕРДИЕ"

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру