Ангелофрения
«Мельница» вышла на тот уровень всеобщей любви, когда треки имеют стабильную ротацию на радио, а критики не считают нужным заикаться о нишах и ярлыках.
Начав 13 лет назад со стопроцентного добротного фолка с присущей ему сказочностью, пресловутым народным духом и легким этническим саундом, группа довольно стабильно держалась этой линии.
В текущем году увидел свет их пятый полноформатный альбом «Ангелофрения». Тульское выступление в ДКЖ – одно из многих в рамках тура в поддержку этой свежей, с пылу с жару, пластинки. Группа поднатужилась и исполнила на концерте все песни с диска и бонусом – несколько, как выразилась фронтвумен группы Хелависа (Наталья О’Шей), проверенно-мельничных. В густой рок-аранжировке, правда.
Фолк
не товарищ
На третьей песне – это был давший название альбому «Ангел» – Хелависа появилась с арфой, хитрым образом пристегнутой на поясе.
– Танцы в проходах начались, – констатировала она. – Мы это любим, продолжайте…
Презентованную в Туле «Ангелофрению» отличает отчужденность от всего, что «Мельница» выпускала раньше. И даже реверансов в сторону прошлого творчества эта пластинка не делает. Сказочные сюжеты сменились отсылками к Элвису Пресли, характерный фолковый вокал – отчетливой рок-манерой. В треках «Ангелофрении» заметны каноны старого доброго британского рока. Так, сама Наталья призналась автору этих строк, что сейчас «Мельница» держит ориентацию на Led Zeppelin.
На тульском концерте Хелависа предстала отчаянно заигравшейся в рок-диву. Игра тут не в подражании, а в том, что «Мельница» – музыкальный феномен, который не запихнуть в рок-формацию. И Наталью О’Шей в один ряд с рокершами, которых знает российская сцена, не поставить. Из-за отсутствия подобных ей, в первую очередь.
Впрочем, поклонники, как видно, принимают «Мельницу» в любом амплуа: тульский концерт прошел с аншлагом. Добрая половина аудитории – чуть старше самой группы. Завсегдатаев мельничных концертов 2007–2009 годов почти не наблюдалось. Сразу после выступления здание ДК железнодорожников осталось без света, но вашему корреспонденту удалось побеседовать с Хелависой.
Мы
не вернемся к этой стилистике
– Презентованная на тульском концерте пластинка «Ангелофрения» получилась абсолютно не похожей на все, что делала раньше «Мельница». Вы не задумывались о том, что такие «крутые повороты» болезненно воспринимаются поклонниками?
– Да, так и есть. Но если мы, приходя в студию, будем думать лишь о том, как нас воспринимают, то перестанем развиваться. Это очень тормозит, и нужно ориентироваться только на себя, свое чутье, собственное вдохновение. Вот что сейчас «прет» – то и нужно делать. Именно таким образом сложилась «Ангелофрения». Я написала большинство песен за полгода – это очень быстро для меня. И когда мы приезжали на студию делать аранжировки, было уже понятно, что они получаются в ключе рок-музыки. Но это совершенно не значит, что следующий диск будет продолжением «Ангелофрении». Вполне возможно, он выйдет диаметрально противоположным, потому я и говорю, что «Ангелофрения» – концептуальная пластинка. Мы все ею чрезвычайно довольны: это десять треков, каждый невозможно вычеркнуть с того места, которое он занимает, и совершенно не нужно туда что-то еще добавлять.
– Суть фолк-музыки в том, что она выражает национальную идентичность. Способен ли на то же самое фолк-рок?
– Думаю, все зависит от восприятия. Кстати, на ощущение идентичности сильно влияет не только содержание, но и форма, мелодия в частности. Мы ориентируемся сейчас на рок, и если эта музыка не в силах передать того народного, она передаст что-то другое, но тоже важное.
– Вас можно видеть на таком фестивале, как «Дикая мята», но никогда на «Пустых холмах»…
– Вся штука в том, что у нас был запланирован концерт на «Пустых холмах» пару лет назад и мы просто туда не доехали. Алексей Денисов, который тогда был в оргкомитете фестиваля, а сегодня сопровождает нас, позвонил и сказал: «Ребята, лучше не приезжать». Там было страшно. Ну, «Пустых холмов» больше не существует, это вам Денисов лучше расскажет.
– Вопрос вдогонку: если б не жуткая непогода на вошедших в историю как грязные «Пустых холмах», вы бы приехали?
– Конечно, мы бы приехали. Это был бы красивый сюрприз: мы никому не говорили, что будет концерт Хелависы: в программе я значилась как Наташа. Но в итоге сюрприз накрылся из-за погоды. А вообще мы выступаем на любых фестивалях, если там выполняется наш бытовой, технический, материальный райдер.
– Ретровопрос. Еще до того, как группа «Мельница» записала первый студийный альбом, в свободном доступе находился ряд, судя по звучанию, кустарных записей. На них выросло целое поколение…
– Эти треки записывала я сама на чей-то чужой магнитофон, сидя на кухне. Было в тот момент ощущение, что это нужно сделать: зафиксировать, как я просто пою под гитару. И, видимо, оно оказалось правильным.
– Не могу не спросить про рождественскую пластинку, которую вы собираетесь записать.
– Дело в том, что когда мы готовили «Ангелофрению», то думали, что там будет не десять песен, а тринадцать. А потом поняли, что концептуальность десяти сердцевинных треков такова, что не стоит их сдабривать еще чем-то. Мы решили, что сохраним несколько подготовленных песен и сделаем расширенное переиздание альбома. Потом подумалось, что переиздать «Ангелофрению» было бы неплохо в акустик-версии. Но к этому моменту у нас образовалось уже пять треков, требовавших записи. И тогда решили, что никакого переиздания альбома не будет. Сделаем рождественский диск, подобный выпущенному два года назад синглу «Береги».
Название песни, которая станет заглавной, пока не раскрываю, могу сказать, что там появятся еще четыре трека: «Дождь для нас» Виктора Цоя, «Призрачные кони», «Неукротимое племя» и песня «Дороги» с альбома «Ангелофрения», но сыгранная строго в акустике в режиме unplugged….