– Мы предлагаем нормативно закрепить право ребенка на выбор той формы по самообразованию, которая для него полезна и нужна на старшей ступени образования, – заявила один из педагогов. – Тогда речь уже идет о предпрофильной подготовке, и он может распоряжаться своим временем так, как считает правильным и обоснованным. Нам нужен нормативный акт, который даст это право ученику. Сейчас есть замечательные методики, которые позволяют работать без домашних заданий.
Путин к инициативам прислушался и попросил Собянина рассмотреть это и другие предложения учителей и оформить их надлежащим образом. Столица говорит – провинция слушает: может, вскоре этот вопрос встанет и за пределами МКАД.
Уроки для школьников часто оборачиваются мучением: вроде бы вырвался на волю после окончания занятий, но вот пришел домой – и нужно вновь раскрывать тетрадки и учебники… А у старшеклассников, особенно в выпускных классах, нагрузка еще выше – на домашнее задание у ребят почти не остается сил и времени: на подготовку к поступлению в вуз они бросают все своё свободное время и силы, а большие объемы «домашки» просто не дают им сосредоточиться на том, что им действительно нужно. Так действительно ли домашнее задание для учеников 10-11-х классов необходимо отменить или стоит прибегнуть к другим способам решения этой проблемы?
– Домашние задания необходимы, особенно для результативного изучении иностранного языка. В ситуации удаленности от языковой среды детям необходимо ежедневное повторение пройденного материала. Домашнее задание может и должно быть небольшим по объему, но регулярным, – говорит Лариса Шнейдерман, преподаватель французского языка тульской гимназии № 30.
А может, и правда в этом вопросе необходимо провести границу между предметами? Но как определить, какие из занятий требуют самостоятельного изучения в домашних условиях, а какие нет?
Возьмем для примера четыре основных предмета, которые есть в любой школьной программе: русский и иностранный языки, литература и математика (алгебра и геометрия). Русский язык – государственный, родной для большинства учеников. Он обязателен во всех российских школах, по нему необходимо сдавать ЕГЭ. Получается, что и домашнее задание тоже необходимо. Иностранный язык следует изучать постоянно, иначе он забывается, к тому же владение разными языками стало необходимым практически в любой сфере деятельности. Выходит, что по этому предмету тоже следует задавать уроки. Математика – как и русский язык, обязательный предмет для сдачи ЕГЭ. То есть отменить по нему домашнее задание – это все равно, что лишить детей самостоятельной подготовки к экзаменам. Ну а литература?
– По литературе уроки, конечно, тоже нужны, – говорит учитель русского языка и литературы тульской школы № 23 Татьяна Кострюкова. – Школьная программа предусматривает прочтение учащимися за год достаточно большого списка книг. И когда же им их еще познавать, как не во время выполнения домашнего задания? Мы тогда два года будем с классом одну «Войну и мир» изучать!
А ведь есть еще и естественнонаучные дисциплины, и без базиса, полученного в школе, даже поступить на технические специальности в вуз не получится. Но некоторые гуманитарии негодуют, не желая разбираться в квантовой теории и строении органических кислот.
– В школе я не любила химию, никак не собиралась связывать с ней свою жизнь. Но так как планировала получить золотую медаль, мне необходимо было иметь по всем предметам отличную оценку, рассказывает выпускница тульской школы № 23 Евгения Тарасова. – Понять химию мне было труднее остальных дисциплин, и поэтому я тратила на подготовку к урокам по ней много сил и времени, тем самым пренебрегая изучением нужных мне для поступления в вуз предметов. Ученикам старших классов самим следует расставлять приоритеты. И тогда подготовка к вступительным экзаменам в университет уже не будет их так напрягать!
Мнения учеников выпускных классов тульской школы № 30 по поводу отмены домашнего задания разделились: 11 школьников из 47 видят свою жизнь исключительно без домашнего задания, 24 человека считают, что его нужно сделать выборочным и индивидуальным для каждого старшеклассника по мере его возможностей и уровню подготовки, а 12 придерживаются консервативной точки зрения и желают оставить все как есть. А некоторые даже признались, что, если уроки отменят совсем, старшеклассники окончательно обленятся. С последними согласны и педагоги.
– Отменить? Лично я против. Старшеклассники и так ленятся, а если они еще и дома перестанут заниматься с разрешения властей, то как еще их можно будет стимулировать к предмету? Ведь именно исправное выполнение домашнего задания (дабы не получить двойку) мотивирует учеников обратить внимание на предмет, а уже потом они сами начинает интересоваться им. Я вообще не против инноваций, но, думаю, что в этом вопросе они ни к чему, – поделилась преподаватель английского языка тульской школы №4 Наталия Войтенко.
В общем, прийти к компромиссу здесь нелегко. Но ясно одно: ученикам нужен индивидуальный подход, в том числе и в вопросе домашних заданий. Кто, как не любимые преподаватели, знают своих подопечных от кончиков волос до пяток? К десятому классу педагоги уже понимают, насколько подросток хорошо усваивает материал, как интенсивно он может работать. И еще один важный момент, о котором тоже говорили на встрече Путина и Собянина с московскими педагогами. Учителя должны не просто преподавать предмет, а развить в детях желание познавать, помогать им приобретать тягу к знаниям. Это очень трудно. Но отойти от используемых десятилетиями шаблонов в педагогике требует само время.