Под градусом равнодушия

Поселок Октябрьский можно найти без всякой карты. По запаху.

Едкий «аромат» тухлой кислятины и малопривлекательный пейзаж с дымящими трубами Плавского спиртзавода – вот и все местные достопримечательности.

Поселок Октябрьский можно найти без всякой карты. По запаху.

В зависимости от обстоятельств

Однако в последние годы поселок, а точнее его градообразующее предприятие, регулярно поставляет журналистам сенсации. Экологи отмечают факты попадания в реку Плаву промышленных отходов производства этилового спирта – так называемой барды. В декабре прошлого года туда утекло несколько тонн зловонной жижи, что привело к массовой гибели рыбы. Тогда вмешались сотрудники Рос­потребнадзора и приостановили работу предприятия на три месяца. Руководство завода обещало построить очистные сооружения. Сейчас уже должна была работать их первая очередь…

Плавский спиртзавод был возведен в далекие пятидесятые годы. Он традиционно обеспечивает работой добрую часть населения Октябрьского и близлежащих поселений. Закрыть его – значит, создать уже не экологическую, а социальную напряженность. И это прекрасно понимает директорат.

Дым Отечества им вовсе не приятен

Когда-то к заводу выстраивалась длинная очередь из автоцистерн. Это приезжали за бардой представители колхозов и совхозов. Отходы шли на корм скоту, потому бардохранилища пустели быстро.

– Я работала там в девяностые годы, – вспоминает жительница поселка Красная Нива Светлана Донюкова. – Такого запаха, как сейчас, точно не было.

Когда окружающие хозяйства «приказали долго жить», невостребованная барда начала накапливаться. Руководители, менявшиеся чуть ли не ежегодно, не забивали себе голову необходимостью очистки и тем более переработки отходов. Земляные валы, окружающие хранилища, – непрочная защита. Когда котлован переполняется, барда попросту размывает непрочные стены.

– Сейчас завод строит новые бардохранилища прямо за нашим домом, – продолжает разговор Валерий Донюков, муж Светланы. – Вот представьте: не дай бог они переполнятся, все потечет сюда, затапливая наши огороды и дома.

Жители Красной Нивы неоднократно обращались за помощью в местную администрацию, писали письма в различные инстанции. Результата от властей дождались. А заодно и реакции руководства предприятия. Нынешним летом воду в дома обитателей поселка стали давать по жесткому графику: с 6 до 9 утра и с 6 до 9 вечера. Теперь местные хозяйки знают: если подул ветер северо-западного направления, со стороны завода, не стоит вывешивать на улицу белье. Кислый запах прочно впитывается в ткань. А их мужья давно забыли о радостях купания и рыбалке в Плаве.

– Нам просто некуда деваться, надо же где-то жить, – безнадежно подводит итог Валерий Донюков.

Даже невооруженным глазом видно, насколько переполнены хранилища. Они расположены в непосредственной близости от русла Плавы в водоохранной зоне. Удалось обнаружить и совсем свежие следы бурной деятельности спиртовиков. От бардохранилищ прокопана траншея, по которой отрава стекает прямиком в реку.

Ох, рано встает охрана!

Поселок Октябрьский производит впечатление зажиточного. Добротные кирпичные особнячки с палисадниками… и ни души. Местные жители, которых нам удалось застать дома, при упоминании о спиртзаводе, категорически отказывались разговаривать и резко захлопывали двери.

Побывать на столь «популярном» предприятии тоже не удалось. Из будки охранника вальяжно выступило некое лицо, сообщившее, что завод не работает, руководство отсутствует. Секьюрити ненавязчиво посоветовал покинуть близлежащую территорию.

Все это время трубы честно дымили, а через забор было видно, как передвигаются по промплощадке люди.

Убедиться в том, что охранник лжет, мы смогли достаточно быстро, заглянув в первую же квартиру дома, расположенного в поселке Красная Нива.

Хозяин, Александр Моисеев, сообщил, что его жена только что вернулась с ночной смены и отдыхает. Вскоре появилась и сама заспанная женщина. Марина более 25 лет трудится на спиртзаводе. Ее должность называется очень интересно – бродильщик.

– Зарплата нас устраивает, хозяева хорошие, – говорит Марина заученную фразу. – А запах? Да мы привыкли уже, принюхались.

Марину понять можно, как и встреченную нами по дороге пенсионерку. Дочь пожилой женщины одна воспитывает ребенка. Живут на зарплату в 8 тысяч рублей, которую она получает на спиртзаводе, да на пенсию бабули. И так здесь – многие. В Октябрьском, Александровке, Красной Ниве больше не найти работы. Люди боятся попасть в разряд неблагонадежных и быть уволенными. Потому и рассказывают сказки о хорошей жизни заезжим журналистам.

Не горела желанием встретиться и глава Октябрьского поселения Любовь Серегина, по телефону сообщившая, что находится в Плавске. Впрочем, нам удалось дождаться ее возвращения.

– До недавнего времени у нас с заводом вообще не складывалось никаких отношений, – честно призналась она.

Предприятие, зарегистрированное нынешними собственниками в Кабардино-Балкарии, ощутимого вклада в местный, как и в областной, бюджет не приносит. Единственный вид отчислений в тощую муниципальную казну – налог на доходы работающих. Правда составляет он 30 тысяч руб­лей, которые вряд ли помогут местной власти решить вопросы жизнеобеспечения населения. Земельный налог не платится до сих пор. По словам Серегиной, завод сейчас занимается оформлением своих угодий в собственность. Она искренне надеется, что до конца года начнут поступать и платежи.

Ничего не смогла пояснить глава и о строящихся очистных сооружениях. Вроде бы работа ведется, и даже обещают установить сушки барды, однако пока все только в проектах.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру