Толпа индивидуальностей
Обычный день. Оживлённая улица потенциально любого города. Вдруг одномоментно часть пешеходов замирает, словно их «выключили», или падает плашмя. Через минуту люди «оживают» и продолжают свой путь каждый в свою сторону. Это и есть флешмоб. Смысл в том, что не знакомые друг с другом люди собираются в определённом месте и действуют по сценарию организаторов акции, о чём узнают из Интернета на форумах или, скажем, в социальных сетях. Принять участие может каждый. Зачем – спросите вы? Главное, отвечают мобберы, получить мощный эмоциональный заряд, слившись с толпой, но не потеряв своей индивидуальности.
Именно таким задумывался флешмоб в США, откуда он родом. В июне 2003 года в Нью-Йорке состоялась первая акция, несколькими днями позднее – в японском Токио. Пионерами от Европы стали итальянцы, за ними подтянулись немцы. Флешмоб покорял страны и континенты быстрее вируса атипичной пневмонии. Уже в начале августа мобберы «взорвали» привычную жизнь крупнейшего города Австралии Сиднея. Через месяц после появления флешмоб случился и в России: в московском ГУМе группа людей совершила странный марш вокруг фонтана. Буквально на следующий день акции прошли в Санкт-Петербурге, Киеве, Днепропетровске и снова в Москве. И понеслось!..
Объяснение этому «сумасшествию» простое: человек, несмотря на свои возросшие интеллектуальные, технические и иные возможности, в современном обществе куда более ограничен, чем раньше. Сейчас, когда глобальные изменения происходят с неимоверной скоростью, проявить свою индивидуальность становится всё сложнее. А уж о том, чтобы получить при этом драйв, и говорить не приходится. Собственно, эту проблему поначалу и решали сами для себя мобберы. Каждый из них, по их признанию, проявлял себя как личность, действуя при этом в коллективе. Немного запутанно? Но в этом-то и вся соль.
Тульская премьера флешмоба состоялась 21 марта 2004 года. 17-летний туляк Кирилл Трофимов, приняв «боевое крещение» в Москве, загорелся идеей организовать фм-движение в родном городе. Акция «Голодные люди» проходила в течение одной минуты под окнами пиццерии. Ничего криминального: молодые люди развернули плакаты с пожеланиями приятного аппетита и разнообразных восторгов по поводу итальянской лепёшки, но владелец заведения вызвал милицию. Это был первый и единственный раз, когда силовые структуры «почтили присутствием» флешмоб, впрочем, никого из его участников на месте уже не застали.
Мобберы и «пингвины»
– Вообще, первое, с чего я начал историю флешмоба в Туле, – рассказывает Кирилл Трофимов, – создал сайт, на котором разместил всю имевшуюся на тот момент информацию об этом движении. Его раскрутка – часть PR-плана по продвижению этой идеи. Собственно, за счёт этого ресурса флешмоб в Туле обрёл последователей и поклонников…
И именно благодаря присутствию в сети о мобберах в городе оружейников узнали журналисты и просто любители «поглазеть» (их впоследствии назвали «пингвинами». – Авт.). Шквальный интерес оказался настолько мощным, насколько и скоротечным. Однако и это сыграло свою роль. Чтобы не снижать эффекта от своих акций, фм-активисты были вынуждены внести некоторые коррективы в формат мероприятий. Отныне в Интернете не выкладывалась информация о флешмобе с указанием места, времени и сценария. Появилась «агентура», сначала надо было пройти своеобразный тест: только убедившись, что человек – моббер с серьёзными намерениями, агент сообщал подробности акции. Например, прежде чем принять участие в флешмобе под названием «Детский сад», для начала надо было усесться на горшок посреди оживлённой улицы перед одним из развлекательных центров. Тот, кто это делал, получал карточку с указанием дальнейших действий.
– В общем-то, все наши акции были довольно забавные, – делится воспоминаниями Кирилл. – Мне понравилось, когда мы собрались в большом торговом центре и в определённое время сделали «паровозик», наш «машинист» достал плакат «На Караганду», и так мы петляли по коридорам, пока охранники не засуетились. Кто-то начал паниковать, закрывать свои магазины, но большинство посетителей всё это повеселило. Помню, кто-то даже к нам присоединился…
На счету Трофимов со товарищи – десятки флешмобов, каждый из которых в хорошем смысле потряс город: танцы в будний день на проспекте Ленина, игра в «гляделки» и «повторюшки» в крупном супермаркете и, пожалуй, наиболее резонансный, но опять-таки в положительном ракурсе – пенные фонтаны напротив входа в Белоусовский парк.
Одиночество – скука!
Если спросить у любого активиста фм-движения, что дал ему флешмоб, ответ будет примерно такой: веру в себя, позитив и друзей. Одно из правил мобберов – ни под каким видом не общаться перед акцией – переставал действовать по её окончании. И вот тогда, на afterparty, заводились новые знакомства, переросшие в некоторых случаях в крепкую дружбу и даже любовь.
– Это может быть странно, – признаётся Кирилл, – но я не общаюсь со своими бывшими одноклассниками и одногруппниками, большинство моих друзей, мой нынешний круг общения – мобберы. И хотя акции именно наше фм-сообщество перестало проводить уже в 2006-м, мы вместе, и нам по-прежнему интересно друг с другом…
В Туле еще проводились флешмобы. Один из самых ярких, пожалуй, – танцевальный флешмоб на День города в прошлом году. Тогда на центральной площади перед Белым домом собрались почти триста молодых людей, и в один момент они начали танцевать. Зрелище эффектное, правда, раскрывают тайну мобберы «первой волны», неформатное: большинство танцоров – профессионалы, и их явно собирали централизованно. Впрочем, сторонним наблюдателям эти тонкости ни к чему, главное – всем понравилось.
Были попытки устроить в областном центре и социальные флешмобы. Так, позапрошлой зимой активисты одного из молодежных прополитических движений надели на головы колпаки в виде сосулек и прошлись по самым небезопасным улицам Тулы. У домов, с крыш которых свисали опасные наледи, молодые люди падали на тротуары. А после все вместе отправились в районные ЖЭУ – со списком адресов, где могло случиться несчастье. Жаль, что руководители этих управлений урок не усвоили: каждую зиму из-за сосулек и наледи на крышах страдают туляки. Ответственность никто не несёт.
– Конечно, я продолжаю следить за новыми акциями, – говорит Кирилл Трофимов. – Но, признаться, меня они не вдохновляют. Я и мои друзья обязательно приняли бы участие в чём-нибудь действительно интересном и масштабном. Я, например, не оставляю свою мечту провести флешмоб, участвовать в котором будут, как в Европе, только взрослые состоявшиеся люди: мужчины при галстуках и мамы с колясками. Почему нет?..